В России первые анатомические сведения можно найти уже в древних рукописях X—XIII вв. Первые медицинские школы (академии) у нас были открыты в XVII—XVIII вв. В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык труды Везалия. Большой вклад в развитие науки о строении тела человека внесли первые отечественные ученые-анатомы. А. П. Протасов (1724—1796) — автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка. С. Г. Зыбелин (1735— 1802) опубликовал книгу «Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней», в своих трудах высказал мысль об общности происхождения животных и человека. Врач К. И. Щепин (1728—1770) первым начал преподавать анатомию и другие науки на русском языке. Первые учебники по анатомии в России появились в начале XIX в.: руководство П. А. Загорского (1764—1846) «К сознанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е.О. Мухина (1766—1850) и переведенный М. И. Шейным (1712—1762) на русский язык труд по анатомии Гейстера.
Создателем новой отрасли науки — топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810—1881). П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.
Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессору Московского университета Д. Н. Зернову (1843—1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьев (1876—1937) разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Воробьев изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина. В Петербурге — Ленинграде работал известный анатом В. Н. Тонкое (1872—1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека. И многие другие.
Создателем новой отрасли науки — топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810—1881). П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.
Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессору Московского университета Д. Н. Зернову (1843—1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьев (1876—1937) разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Воробьев изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина. В Петербурге — Ленинграде работал известный анатом В. Н. Тонкое (1872—1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека. И многие другие.
Они стоят на красных ножках.
Они звенят, как сабли в ножнах,
и пропадают, как следы...
О, эти красные цветы!
Я от земли их отрываю.
Они как красные трамваи
среди полдневной суеты.
Тесны их задние площадки -
там две пчелы, как две пилы,
жужжат, добры и беспощадны,
забившись в темные углы.
Две женщины на тонких лапках.
У них кошелки в свежих латках,
но взгляды слишком старомодны,
и жесты слишком благородны,
И помыслы их так чисты!..
О, эти красные цветы!
Их стебель почему-то колет,
Они, как красные быки,
идут толпою к водопою,
у каждого над головою
рога сомкнулись, как венки...
Они прекрасны, как полки,
остры их красные штыки,
портянки выстираны к бою.
У командира в кулаке -
цветок на красном стебельке...
Он машет им перед собою.
Качается цветок в руке,
как память о живом быке,
как память о самом цветке,
как памятник поре походной,
как монумент пчеле безродной,
той, благородной, старомодной,
летать привыкшей налегке...
Срываю красные цветы.
Они еще покуда живы.
Движения мои учтивы,
решения неторопливы,
и помыслы мои чисты...