«Войну и мир» сравнивали с «Пармской обителью» Стендаля, «Отверженными» Гюго, с историческими романами В. Скотта. Но роман Толстого отличается от них, поскольку содержит в себе черты нескольких жанров: семейной хроники, исторического, социально-психологического, нравоописательного, философского романа.
Сам Толстой затруднялся определить жанр своего главного произведения. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника», — писал он. Под романом, как он сложился на Западе, традиционно понималось многособытийное, с развитым сюжетом повествование о том, что произошло с одним человеком или несколькими людьми, которым уделяется существенно большее внимание, чем другим, — не об обычной, повседневной их жизни, а о более или менее длительном происшествии с началом и концом, чаще всего счастливым, состоящим в женитьбе героя на его возлюбленной, реже несчастным, когда герой погибал. Даже в проблемном русском романе, предшествовавшем «Войне и миру», был один главный герой и финалы относительно традиционны. У Толстого, как и у Достоевского, нет одного главного героя, а романный сюжет представляется ему искусственным: женитьба или смерть героя не означали для него конец сюжета.
«Война и мир», безусловно, и не историческая хроника, хотя истории Толстой уделяет огромное внимание. Признаки хроники в «Войне и мире» есть, но не столько исторической, сколько семейной. Персонажи редко бывают представлены в литературе целыми семьями. Толстой же рассказывает о семьях Болконских, Безуховых, Ростовых, Курагиных, Друбецких, упоминает семью Долохова. Три первые семьи, верные семейному духу, оказываются в конце романа в родстве. Но и к семейной хронике «Войну и мир» никак свести нельзя.
Толстой сравнивал свою книгу с «Илиадой», то есть с древней эпопеей. Эпос рассказывает о славном прошлом, о событиях не просто значительных, но важных для больших человеческих общностей, народов. Отдельный герой существует в нем как выразитель (или антагонист) общей жизни.
Явные признаки эпопейного начала в «Войне и мире» — большой объем и проблемно-тематическая энциклопедичность. Но, безусловно, Толстой был весьма далек от людей «века героев» и само понятие «герой» считал неприемлемым для художника. Его персонажи — самоценные личности, они не воплощают какие-то коллективные нормы.
В XX веке «Войну и мир» часто называют романом-эпопеей. Разумеется, в «Войне и мире» не буквально использованы принципы древнего эпоса. И все же наряду с романным началом есть и противоположное ему эпопейное, только они не дополняют друг друга, а оказываются слитыми вместе, создают некое новое качество, небывалый ранее художественный синтез. По Толстому, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности. Только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя, получать истинно достойное воздаяние за свои усилия и поиски в этом направлении. У Толстого это и означает синтез романного и эпопейного начал. Поэтому все-таки есть основания называть «Войну и мир» историческим романом-эпопеей, имея в виду, что обе составляющие в этом синтезе радикально обновлены и трансформированы.
Сам Толстой затруднялся определить жанр своего главного произведения. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника», — писал он. Под романом, как он сложился на Западе, традиционно понималось многособытийное, с развитым сюжетом повествование о том, что произошло с одним человеком или несколькими людьми, которым уделяется существенно большее внимание, чем другим, — не об обычной, повседневной их жизни, а о более или менее длительном происшествии с началом и концом, чаще всего счастливым, состоящим в женитьбе героя на его возлюбленной, реже несчастным, когда герой погибал. Даже в проблемном русском романе, предшествовавшем «Войне и миру», был один главный герой и финалы относительно традиционны. У Толстого, как и у Достоевского, нет одного главного героя, а романный сюжет представляется ему искусственным: женитьба или смерть героя не означали для него конец сюжета.
«Война и мир», безусловно, и не историческая хроника, хотя истории Толстой уделяет огромное внимание. Признаки хроники в «Войне и мире» есть, но не столько исторической, сколько семейной. Персонажи редко бывают представлены в литературе целыми семьями. Толстой же рассказывает о семьях Болконских, Безуховых, Ростовых, Курагиных, Друбецких, упоминает семью Долохова. Три первые семьи, верные семейному духу, оказываются в конце романа в родстве. Но и к семейной хронике «Войну и мир» никак свести нельзя.
Толстой сравнивал свою книгу с «Илиадой», то есть с древней эпопеей. Эпос рассказывает о славном прошлом, о событиях не просто значительных, но важных для больших человеческих общностей, народов. Отдельный герой существует в нем как выразитель (или антагонист) общей жизни.
Явные признаки эпопейного начала в «Войне и мире» — большой объем и проблемно-тематическая энциклопедичность. Но, безусловно, Толстой был весьма далек от людей «века героев» и само понятие «герой» считал неприемлемым для художника. Его персонажи — самоценные личности, они не воплощают какие-то коллективные нормы.
В XX веке «Войну и мир» часто называют романом-эпопеей. Разумеется, в «Войне и мире» не буквально использованы принципы древнего эпоса. И все же наряду с романным началом есть и противоположное ему эпопейное, только они не дополняют друг друга, а оказываются слитыми вместе, создают некое новое качество, небывалый ранее художественный синтез. По Толстому, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности. Только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя, получать истинно достойное воздаяние за свои усилия и поиски в этом направлении. У Толстого это и означает синтез романного и эпопейного начал. Поэтому все-таки есть основания называть «Войну и мир» историческим романом-эпопеей, имея в виду, что обе составляющие в этом синтезе радикально обновлены и трансформированы.