Антиподом конкуренции является монополия. Под монополией можно понимать исключительное право распоряжения производственными ресурсами как в сфере производства, так и обращения. Другое определение предполагает право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках — экономических, юридических, политических.Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.Монополизм проявляется через монополистическую практику хозяйствующих субъектов, становящихся в процессе реализации такой практики монополиями, и выражается посредством монополистических отношений между монополиями (монополией), с одной стороны, немонополиямн (аутсайдерами), — с другой. Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.Монополизм в экономике может достигаться естественным путем, когда в результате конкурентной борьбы выявляются наиболее мощные, экономически эффективные и рентабельные предпринимательские фирмы, которые постепенно начинают оказывать давление на иные хозяйствующие субъекты и общество, а по мере дальнейшего развертывания конкуренции усиливают такое давление. Монополизм в экономике может достигаться и искусственным путем, когда органы власти и управления наделяют какого-либо или каких-либо хозяйствующих субъектов исключительным правом на производство и реализацию товаров.Сущность монополии должна объединить функционально-властный и экономический аспекты.Монополия, таким образом, предполагает единственного производителя, что дает ему право распоряжения всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и определяющего влияния на все сферы общественной жизни.
Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: Ер = ∆Q/∆Р * ((Р1+Р2)/( Q1+ Q2) Ер = (300-280)/(18-20) * (18+20)/(300+280) = 20/-2 * 38/580 = -10*0,066 = -0,7 ответ: – 0,7. Так как коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, товары А и Б являются комплиментами (дополняющими товарами).
Решение: Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле: EPI = %Q/%I, где %Q - изменение спроса в процентах, %I - изменение дохода в процентах. EPI = 5%/10% = 0,5. ответ: Чайники относятся к предметам первой необходимости. Цена изменяется в большей степени, чем спрос, т.е., несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товар. Спрос на чайники неэластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента меньше 1.
В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле:
Ер = ∆Q/∆Р * ((Р1+Р2)/( Q1+ Q2)
Ер = (300-280)/(18-20) * (18+20)/(300+280) = 20/-2 * 38/580 = -10*0,066 = -0,7
ответ: – 0,7. Так как коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, товары А и Б являются комплиментами (дополняющими товарами).
Решение:
Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
EPI = %Q/%I, где
%Q - изменение спроса в процентах,
%I - изменение дохода в процентах.
EPI = 5%/10% = 0,5.
ответ: Чайники относятся к предметам первой необходимости. Цена изменяется в большей степени, чем спрос, т.е., несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товар. Спрос на чайники неэластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента меньше 1.