Вели́кие географи́ческие откры́тиясовокупность важнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками в 15–17 вв. Развитие торговли и промышленности в странах Западной Европы, формирование капиталистических отношений вызвали в 15 – нач. 16 в. стремление к открытиям новых торговых путей и территориальным захватам. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам науки и техники: созданию достаточно надёжных для океанского плавания парусных судов (каравелл), усовершенствованию компаса и морских карт; большую роль сыграла всё более утверждавшаяся идея шарообразности Земли – с нею была связана также мысль о возможности зап. морского пути в Индию через Атлантический океан.
Для аграрного развития, как и для экономики в целом, характерным был постепенный переход на буржуазно-капиталистический путь:
- растет товарность сельского хозяйства;
- шире используется вольнонаемный труд;
- формируется хозяйственная специализация отдельных районов и т.д.
Однако эти положительные сдвиги имели, как правило, локальный, фрагментарный характер, в целом сельское хозяйство развивалось на экстенсивной основе. Острой была проблема аграрного перенаселения, убедительным свидетельством которого стала трудовая эмиграция западноукраинских крестьян за океан - в Канаду, Сша, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало свыше 250 тыс. человек.
Экономика западноукраинских земель имела четко выраженный колониальный характер, что проявлялось в:
1) торможении промышленного развития [выше, чем в центральных землях империи, налоги; отсутствие государственной финансовой поддержки; протекционистская политика австрийской промышленности];
2) консервации кустарно-ремесленного характера промышленного производства [в 1902 г. более 94% промышленных предприятий Галиции насчитывали до пяти рабочих, а в них работало более 50% всего занятого в промышленности населения];
3) деформации структуры промышленного развития [ориентация на добычу и первичную переработку сырья; характерно, что большинство нефти, добытой в Галичине, в сыром, не переработанном виде вывозили из края];
4) тотальной зависимости промышленного развития от иностранного капитала;
5) грабительской эксплуатации природных богатств края (вырубка лесов; истощение месторождений и т.п.);
6) преобразовании земель на рынок сбыта и сырьевой придаток империи.
Итак, к началу XX в. на западноукраинских землях в составе Австро-Венгерской империи происходит постепенный переход к буржуазно-капиталистическим формам хозяйствования, однако колониальное положение экономики края обуславливало достаточно противоречивый характер тогдашнего развития.
Вели́кие географи́ческие откры́тиясовокупность важнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками в 15–17 вв. Развитие торговли и промышленности в странах Западной Европы, формирование капиталистических отношений вызвали в 15 – нач. 16 в. стремление к открытиям новых торговых путей и территориальным захватам. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам науки и техники: созданию достаточно надёжных для океанского плавания парусных судов (каравелл), усовершенствованию компаса и морских карт; большую роль сыграла всё более утверждавшаяся идея шарообразности Земли – с нею была связана также мысль о возможности зап. морского пути в Индию через Атлантический океан.
- растет товарность сельского хозяйства;
- шире используется вольнонаемный труд;
- формируется хозяйственная специализация отдельных районов и т.д.
Однако эти положительные сдвиги имели, как правило, локальный, фрагментарный характер, в целом сельское хозяйство развивалось на экстенсивной основе. Острой была проблема аграрного перенаселения, убедительным свидетельством которого стала трудовая эмиграция западноукраинских крестьян за океан - в Канаду, Сша, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало свыше 250 тыс. человек.
Экономика западноукраинских земель имела четко выраженный колониальный характер, что проявлялось в:
1) торможении промышленного развития [выше, чем в центральных землях империи, налоги; отсутствие государственной финансовой поддержки; протекционистская политика австрийской промышленности];
2) консервации кустарно-ремесленного характера промышленного производства [в 1902 г. более 94% промышленных предприятий Галиции насчитывали до пяти рабочих, а в них работало более 50% всего занятого в промышленности населения];
3) деформации структуры промышленного развития [ориентация на добычу и
первичную переработку сырья; характерно, что большинство нефти, добытой в
Галичине, в сыром, не переработанном виде вывозили из края];
4) тотальной зависимости промышленного развития от иностранного капитала;
5) грабительской эксплуатации природных богатств края (вырубка
лесов; истощение месторождений и т.п.);
6) преобразовании земель на рынок сбыта и сырьевой придаток
империи.
Итак, к началу XX в. на западноукраинских землях в составе Австро-Венгерской империи происходит постепенный переход к буржуазно-капиталистическим формам хозяйствования, однако колониальное положение экономики края обуславливало достаточно противоречивый характер тогдашнего развития.