Предпосылками Смуты считают следствия опричнины и Ливонской войны (1558-1583) — разорение экономики, рост социального напряжения. Дореволюционные историки напрямую связывали Смуту с пресечением династии Рюриковичей и вмешательством сопредельных государств, особенно Речи Посполитой во внутренние дела России. Историографы, близкие к православной церкви, связывали Смуту с духовным кризисом общества, изменой нравственным и моральным ценностям. Даже относительно времени начала Смуты у историков нет единого мнения. Иногда таковым считают смерть царя Ивана IV Грозного (1584), иногда гибель в Угличе его сына Дмитрия Ивановича (1591). Важной вехой стало пресечение династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова (1598). Но вплоть до первых лет 17 века социально-политическое обстановка в России была спокойной, власть царя Бориса — прочной. Лишь беспрецедентные неурожаи 1601-1602 годов и последовавший за ними голод стали причиной первого социального взрыва — восстания Хлопка (1603). В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ни на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. В этих условиях в Речи Посполитой объявился «чудом царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол.
Традиционным годом установления республики считается 509 год до н. э. Однако для первых лет республики, как и для царского периода, мы располагаем более твёрдыми данными лишь при выяснении вопроса о формах общественного устройства.
Царская власть в РИМЕ была заменена теперь властью двух ежегодно избираемых в центуриатных комициях должностных лиц (магистратов) .
Они сначала назывались преторами (предводителями) , а затем консулами и избирались только из среды патрициев. К консулам перешла высшая власть (империй) и основные функции царей, за исключением жреческих обязанностей.
Постепенно наряду с этой высшей магистратурой начали возникать и другие, первоначально ей подчинённые: квесторы, которые, видимо, были преторов по судебным делам, а позже приобрели функции казначеев, и эдилы, которые были преторов по городскому хозяйству.
СЕНАТ не только не утратил своего значения, но, наоборот, стал центральным органом РИМСКОЙ республики. Он обсуждал все важнейшие вопросы как внутренней, так и внешней политики. До середины IV в. даже законодательные решения народных собраний, видимо, также утверждались СЕНАТОМ.
Избрание высших магистратов только из среды патрициев и патрицианский состав сената - всё это придавало ранней Римской республике ярко выраженный аристократический характер. Патрицианская знать всё более и более замыкалась в привилегированное сословие, противопоставлявшее себя неполноправному плебсу.
Однако для первых лет республики, как и для царского периода, мы располагаем более твёрдыми данными лишь при выяснении вопроса о формах общественного устройства.
Царская власть в РИМЕ была заменена теперь властью двух ежегодно избираемых в центуриатных комициях должностных лиц (магистратов) .
Они сначала назывались преторами (предводителями) , а затем консулами и избирались только из среды патрициев. К консулам перешла высшая власть (империй) и основные функции царей, за исключением жреческих обязанностей.
Постепенно наряду с этой высшей магистратурой начали возникать и другие, первоначально ей подчинённые: квесторы, которые, видимо, были преторов по судебным делам, а позже приобрели функции казначеев, и эдилы, которые были преторов по городскому хозяйству.
СЕНАТ не только не утратил своего значения, но, наоборот, стал центральным органом РИМСКОЙ республики.
Он обсуждал все важнейшие вопросы как внутренней, так и внешней политики. До середины IV в. даже законодательные решения народных собраний, видимо, также утверждались СЕНАТОМ.
Избрание высших магистратов только из среды патрициев и патрицианский состав сената - всё это придавало ранней Римской республике ярко выраженный аристократический характер. Патрицианская знать всё более и более замыкалась в привилегированное сословие, противопоставлявшее себя неполноправному плебсу.