Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение западной римской империи в конце v века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда ромул август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании юнеско « человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало vii века) [значимость? ][k 1]. относительно конца средневековья у нет единого мнения[1] [неавторитетный источник? 594 дня]. предлагалось считать таковым: падение константинополя (1453), открытие америки (1492), начало реформации (1517), битву при павии (1525), начало революции (1640), конец тридцатилетней войны, вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды [уточнить]. сторонники так называемого долгого средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием средневековья, повлёкшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, великую французскую революцию конца xviii века, такого же мнения придерживалась советская наука[2]. в последние годы российская медиевистика относит окончание периода средневековья к середине или концу xv — началу xvi века[3]: 24—25. наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. например, если итальянские считают началом нового времени xiv век, то в россии начало новой принято относить к концу xvii и первым десятилетиям xviii века. трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, государств азии, африки, доколумбовой америки. разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.
1. Люди узнают горький опыт и жестокость войн, ссор, борьбы и междусобиц. Изучая историю, мы ограждаем себя от повторения жестоких ошибок человечества и братоубийственных конфликтов.
2. Позитивный опыт сотрудничества, кооперации, дружбы и единства как народа в целом, так и различных народностей. Изучая историю люди познают силу единства, развития и прогресса.
3. Не зная своей истории, невозможно строить будущее. Изучая историю, люди создают будущее своего рода, своей страны, нации. Изучая историю человек приобретает навык предвидеть развитие и прогресс, видеть наперед.
2. Позитивный опыт сотрудничества, кооперации, дружбы и единства как народа в целом, так и различных народностей. Изучая историю люди познают силу единства, развития и прогресса.
3. Не зная своей истории, невозможно строить будущее. Изучая историю, люди создают будущее своего рода, своей страны, нации. Изучая историю человек приобретает навык предвидеть развитие и прогресс, видеть наперед.