Оба лидера, эти типичные представители советской номенклатуры, классические секретари обкомов, возможно, и не были рождены реформаторами. но та самая воля к власти, то самое политическое чутье сподвигли их на проведение реформ. ни у горбачева, ни у ельцина не было выбора: в известном смысле они были заложниками времени, они были обречены на перемены, на то, чтобы предоставить реформаторов политические одним словом они отцы перестройки, тем не менее горбачев в 80-е не смог сделать того что сделал ельцин в 90-е, в этом их главное отличие
во второй половине xii в. у монголов происходили примерно те же процессы, что и в западной европе в v—vii вв., и среди восточных славян в viii — ix вв. шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья. но разница во времени была велика. монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с русью на четыре века, не говоря уже о западноевропейских странах. имелось и другое различие. монголы были кочевниками-. основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. среди монголов выделялись вожди — ханы. рядом с ними встали племенные старейшины — нойоны. им принадлежало огромное количество скота, они захватывали себе лучшие пастбища. ханы и нойоны могли содержать боевые дружины, подчинять себе простых соплеменников — аратов. у крупных ханов появилась своя отборная гвардия — нукеры. в монгольском обществе, как и у других средневековых народов, зарождались феодальные отношения и государственность. но здесь мерилом богатства, власти, основой господства одних людей над другими были скот и пастбища. здесь велось кочевое хозяйство и не строились города. все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.
во второй половине xii в. у монголов происходили примерно те же процессы, что и в западной европе в v—vii вв., и среди восточных славян в viii — ix вв. шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья. но разница во времени была велика. монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с русью на четыре века, не говоря уже о западноевропейских странах. имелось и другое различие. монголы были кочевниками-. основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. среди монголов выделялись вожди — ханы. рядом с ними встали племенные старейшины — нойоны. им принадлежало огромное количество скота, они захватывали себе лучшие пастбища. ханы и нойоны могли содержать боевые дружины, подчинять себе простых соплеменников — аратов. у крупных ханов появилась своя отборная гвардия — нукеры. в монгольском обществе, как и у других средневековых народов, зарождались феодальные отношения и государственность. но здесь мерилом богатства, власти, основой господства одних людей над другими были скот и пастбища. здесь велось кочевое хозяйство и не строились города. все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.