Коммунизм и капитализм, однако, представляют собой очень разные идеи о том, как должно функционировать общество или экономика: коммунизм - это справедливое и, в конечном итоге, скорее всего, организованное государством распределение того, что общество владеет и производит. В конечном итоге должно появиться общество, в котором нет «верха» и «низа», «богатых» и «бедных», «эксплуататоров» и «эксплуатируемых». Здесь акцент делается на работнике, а не на предпринимателе. В капитализме все по-другому: здесь особенно важен предприниматель: он двигает экономику вперед, и государство должно как можно меньше беспокоить его. Предприниматели владеют машинами, фабриками и т. Д. В частной собственности и находятся под защитой государства. Когда американцы и Советский Союз друг другу руки в Германии в апреле 1945 года, эти идеи столкнулись. Как должны сочетаться такие разные идеи, как вместе формировать Европу и мир?
Главы правительств важнейших держав-победительниц - США (президент Рузвельт, слева), Советского Союза (генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, Сталин, в центре) Великобритании (премьер-министр Черчилль, справа) - несколько раз встречались, чтобы обсудить это.
Что вы имеете в виду: что вы решили делать?
Считаю его главными открытиями следующие:
Организовал первую в России химическую лабораторию в Петербурге;
Создал ряд оптических приборов;
Описал строение Земли;
Автор трудов по русской истории;
Разработал состав цветного стекла, фарфора и открыл первую мозаичную фабрику;
Усовершенствовал телескоп и открыл атмосферу Венеры;
Установил связь химии, физики и математики;
Обратил внимание на причины образования полезных ископаемых и составил каталог полезных ископаемых России;
Написал первую русскую грамматику и открытию первого Российского университета в Москве (в 1755 году).
Она охотно уезжала с бала к заутрене, бросала охоту для богомолья; но во время этих богомолий говенье не мешало ей предаваться мирским и весьма суетным развлечениям. Она умела превращать эти благочестивые путешествия в увеселительные поездки. Совершая путешествие пешком, она употребляла недели, а иногда и месяцы на то, чтобы пройти шестьдесят верст, отделяющие знаменитую обитель от Москвы. Случалось, что, утомившись, она не могла дойти пешком за три, четыре версты до остановки, где приказывала строить дома и где отдыхала по несколько дней. Она доезжала тогда до дома в экипаже, но на следующий день карета отвозила её к тому месту, где она прервала свое пешее хождение. В 1748 году богомолье заняло почти все лето.
— Валишевский К. Дщерь Петра Великого[6].
В 1744 году Елизавета отклонилась от традиционного своего маршрута и поехала на богомолье в Киевский Печерский монастырь, где провела две недели. Для последующих приездов в Малороссию она велела начать строительство царского дворца, ныне именуемого Мариинским, и собственноручно заложила первый камень в основание Андреевской церкви[15]. Позднее при лавре был возведён также и Кловский дворец. Несмотря на все эти приготовления, больше в Малороссии императрица не бывала. Она мечтала удалиться на покой в основанный по её указанию Смольный монастырь, строительство которого велось придворным архитектором Растрелли близ берега Невы на месте небольшого дворца, где она провела своё детство.
Паломничество Елизаветы в Новый Иерусалим
В религиозных вопросах Елизавета полагалась на советы своего духовника Фёдора Дубянского, который имел большой вес при дворе. При ней возросло значение Синода, жестоко преследовались старообрядцы. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе. В правление Елизаветы была завершена работа над новым славянским переводом Библии, начатая ещё при Петре I в 1712 году. «Елизаветинская Библия», вышедшая в 1751 году, по настоящее время с незначительными изменениями используется в богослужении Русской православной церкви.
Стараясь укрепить положение православия в своём государстве, Елизавета уделяла значительное влияние вопросам вероисповедания. На заре её правления (2 декабря 1742 года) был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие[16]. Примерно в то же время (19 ноября 1742 года) Елизавета издала указ о разрушении всех «новопостроенных за запретительными указами» мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых, при этом построенные без нарушения законов мечети не разрушались. Епископ Лука (Конашевич) приступил к лихорадочному исполнению предписания — в течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418[17].
Вместе с тем в 1741 году вышел указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение[18]. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.