Первая и главная причина поражения восстания Кенесары Касымова ко - ренилась, прежде всего, в общих условиях поражения крестьянских войн. Характер этой освободительной борьбы казахов носит характер стихийного крестьянского восстания против колониального грабежа и местной феодальной знати, перешедшей на сторону завоевателей.
«Крестьянские восстания могут привести к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели»1.
Казахско-кочевое крестьянское восстание было подавлено потому, что у аульных кедеев (бедноты) не было союза с городским пролетариатом, крестьянская казахская масса не могла объединиться, она была слишком темной, но все же боролись как умели.
Разбираемое нами восстание было типично крестьянским движением: его локальность, распыленность, неумение объединить силы и сконцентрировать удар по плану. Самые лучшие и преданные делу батыры сложили свои головы, как например Маса-батыр, Жеке-батыр, Басы-Кара-батыр; был тяжело ранен Наурзубай-батыр и многие другие попали в плен.
По своему размаху восстание Кенесары превосходило все восстания, оставаясь в то же время стихийной, крестьянской войной.
Второй причиной поражения Кенесары является отсталость Казахстана в сравнении с царской Россией как в политическом, экономическом, так и культурном отношениях.
Царское правительство объявило Кенесары пустым «бунтовщиком», «мятежником», однако, повстанцы, руководимые Кенесары Касымовым в течение продолжительного времени, не только сдерживали натиск русского царизма, но и переходили в контрнаступательные действия. Русский царизм стягивал большие военные силы в пределы Большого жуза, царские губернаторы и их войска переходили от наступления к закреплению захваченных территорий целой системой военных укреплений.
Царизмом упорно проводилась политика вытеснения казахов с лучших плодородных, пахотных и пастбищных мест с целью передачи их «кулацким элементам из русских крестьян и казакам, с тем, чтобы превратить их в надежную опору царизма в казахских степях».
Третья причина поражения Кенесары - отсутствие единства в казахском народе. Межплеменная родовая борьба мешала развитию вооруженного восстания Кенесары. 1
Убегая после 4-месячного пребывания в плену в ауле Кенесары, русский офицер барон Услар в своей статье «Четыре месяца в киргизской степи» писал: «В степи нет ни одного рода в дружбе - большая часть их находится в вековой вражде»1.
Старания Кенесары объединить казахов не увенчались успехом. В своей поэме «Кенесары и Наурузбай» участник восстания Нисанбай Жирау поет: «Казахи потерпели поражение «от здешнего их народа, пестроты рта», т.е. от несогласий, несговоренности, перевеса интересов отдельных родовых групп над интересами всего народа в целом. «Кто бы мог обидеть, если бы было единодушие нас, детей казаха, и если бы дали поводья Кене и содействовали ему»2.
Кроме обычной межродовой борьбы, известна давняя борьба между казахскими родами Шомекей и Торткара Средней части Младшего жуза с кочующими при линии родами Кипчак и Жаппас. Причиной являлись споры из-за кочевий:
«Не было почти ни одного рода, который остался бы в стороне от движения Кенесары, не приняв большего или меньшего участия в этой борьбе, но с другой стороны, только немногие роды оставались верными Кене- сары в течение всего восстания».
Перевес отдельных родовых интересов над интересами всего народа был вполне закономерен, т.к. замкнутое кочевое хозяйство отдельных родов препятствовало созданию единой экономической жизни, а это, в свою очередь, являлось тормозом для объединения освободительной борьбы казахов за свою независимость.
Изменили народному движению и отдельные крупные бии-старшины, которым было невыгодно объединение казахского народа во главе с Кене- сары. Они боялись результатов укрепления централизованного государства, лишиться авторитета и власти в своих родах.
Развитие вооруженных действий Кенесары имело свои особенности. Народным массам приходилось преодолевать огромную силу сопротивления - борьба шла и против собственной феодальной верхушки и особенно в лице султанов-правителей: Баймухамеда Айчувакова, Арстан Джантю- рина, Ахмеда Джантюрина, Коныркожа Кодаймендина и др., как главных союзников царского правительства.
В восстании приняло участие байство3, которое раскололось собственно на три части: одна часть (отдельные лица) действовала активно против [182] царизма; вторая - волей или неволей временно участвовала в движении под давлением народных масс; третья - бежала под защиту царской администрации, активно участвовала на стороне царских войск в подавлении восстания. Например, султаны-правители особенно активно участвовали в подавлении восстания, вооружаясь и выполняя роль авангардных частей, разведчиков и проводников в трудных условиях горной или полупустынной безводной местности.
Караханидское ханство было тюркской династией, правившей в Заоксании в Центральной Азии, известной в литературе как Караханиды или Илек Ханидов. И династические имена Караханидов, и Илек Ханидов относились к царским титулам, при этом Кара-Каджан был самым важным турецким титулом до конца династии.
Ханство завоевало Трансоксанию в Центральной Азии и управляло ей в 999–1211 годах. Их прибытие в Трансоксанию ознаменовало окончательный сдвиг от иранского к тюркскому преобладанию в Центральной Азии, однако караханиды постепенно ассимилировали персидско-арабскую мусульманскую культуру, сохранив при этом часть своей родной тюркской культуры.
Их столицы включали Кашгар, Баласагун, Узген и Самарканд. В конце концов ханство раскололось на два - восточное и западное ханства. Затем они попали под сюзеренитет сельджуков, прежде чем династия была уничтожена хорезмийцами.
Найманы
В «Тайной истории монголов» упоминаются найманы. По мнению российского тюрколога Николая Аристова, западная граница Найманского ханства достигла реки Иртыш, а ее восточная граница достигла реки Монгольский Тамир. Алтайские горы и южная республика Алтай были частью Найманского ханства. У них были дипломатические отношения с карахитанами, и они были подчинены им до 1175 года. Некоторые ученые классифицировали их как тюркский народ из Секиз Огуз (в переводе с тюркского «Восьмой Огуз»). Тем не менее, термин «Найман» имеет монгольское происхождение, означающее «восемь», но их названия являются тюркскими, и некоторые считают их, возможно, монголизированными тюрками.
Кереи
Происходят от названия реки Керулен. Они использовали письменность древних тюрок, и были писарями в Монгольском государстве. У них также было свое государство – Керейское государство. Оно получило особенный расцвет с 10 по 12 века, когда правил Мархус хан и его сын Кыршакуз хан. После нападения и победы Чингисхана кереи раздробились и присоединились в разным племенам.
Жалаиры
Монгольские источники говорят о том, что этот народ состоял из 10 родов. Жалаиры были частью монгольских племен и служили Чингисхану.
Каракитаи
Каракитаи или династия Западного Ляо - официально Великий Ляо - импровизированная империя в Центральной Азии, управляемая кланом Кхитан Йелу. Династия была основана Елу Даши (Императором Дезонгом из Ляо), который привел остатки династии Ляо в Центральную Азию после бегства от завоевания чжурчжэнями своей родины на севере и северо-востоке современного Китая. Империя была узурпирована Найманами при Кучлуге в 1211 году; В традиционных китайских, персидских и арабских источниках узурпация считается концом династии, хотя империя не пала до монгольского завоевания в 1218 году. Историки считают, что Кара-Кхитай является законной династией Китая, как в случае с предыдущей династией Ляо.
Кыпчакское ханство
Кыпчакское ханство изначально был монгольским, а затем тюркизированным ханством, основанное в 13 веке и возникшее как северо-западный сектор Монгольской империи. После распада Монгольской империи после 1259 года оно стало функционально отдельным ханством. Оно также известно как Улус Джучи.
Первая и главная причина поражения восстания Кенесары Касымова ко - ренилась, прежде всего, в общих условиях поражения крестьянских войн. Характер этой освободительной борьбы казахов носит характер стихийного крестьянского восстания против колониального грабежа и местной феодальной знати, перешедшей на сторону завоевателей.
«Крестьянские восстания могут привести к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели»1.
Казахско-кочевое крестьянское восстание было подавлено потому, что у аульных кедеев (бедноты) не было союза с городским пролетариатом, крестьянская казахская масса не могла объединиться, она была слишком темной, но все же боролись как умели.
Разбираемое нами восстание было типично крестьянским движением: его локальность, распыленность, неумение объединить силы и сконцентрировать удар по плану. Самые лучшие и преданные делу батыры сложили свои головы, как например Маса-батыр, Жеке-батыр, Басы-Кара-батыр; был тяжело ранен Наурзубай-батыр и многие другие попали в плен.
По своему размаху восстание Кенесары превосходило все восстания, оставаясь в то же время стихийной, крестьянской войной.
Второй причиной поражения Кенесары является отсталость Казахстана в сравнении с царской Россией как в политическом, экономическом, так и культурном отношениях.
Царское правительство объявило Кенесары пустым «бунтовщиком», «мятежником», однако, повстанцы, руководимые Кенесары Касымовым в течение продолжительного времени, не только сдерживали натиск русского царизма, но и переходили в контрнаступательные действия. Русский царизм стягивал большие военные силы в пределы Большого жуза, царские губернаторы и их войска переходили от наступления к закреплению захваченных территорий целой системой военных укреплений.
Царизмом упорно проводилась политика вытеснения казахов с лучших плодородных, пахотных и пастбищных мест с целью передачи их «кулацким элементам из русских крестьян и казакам, с тем, чтобы превратить их в надежную опору царизма в казахских степях».
Третья причина поражения Кенесары - отсутствие единства в казахском народе. Межплеменная родовая борьба мешала развитию вооруженного восстания Кенесары. 1
Убегая после 4-месячного пребывания в плену в ауле Кенесары, русский офицер барон Услар в своей статье «Четыре месяца в киргизской степи» писал: «В степи нет ни одного рода в дружбе - большая часть их находится в вековой вражде»1.
Старания Кенесары объединить казахов не увенчались успехом. В своей поэме «Кенесары и Наурузбай» участник восстания Нисанбай Жирау поет: «Казахи потерпели поражение «от здешнего их народа, пестроты рта», т.е. от несогласий, несговоренности, перевеса интересов отдельных родовых групп над интересами всего народа в целом. «Кто бы мог обидеть, если бы было единодушие нас, детей казаха, и если бы дали поводья Кене и содействовали ему»2.
Кроме обычной межродовой борьбы, известна давняя борьба между казахскими родами Шомекей и Торткара Средней части Младшего жуза с кочующими при линии родами Кипчак и Жаппас. Причиной являлись споры из-за кочевий:
«Не было почти ни одного рода, который остался бы в стороне от движения Кенесары, не приняв большего или меньшего участия в этой борьбе, но с другой стороны, только немногие роды оставались верными Кене- сары в течение всего восстания».
Перевес отдельных родовых интересов над интересами всего народа был вполне закономерен, т.к. замкнутое кочевое хозяйство отдельных родов препятствовало созданию единой экономической жизни, а это, в свою очередь, являлось тормозом для объединения освободительной борьбы казахов за свою независимость.
Изменили народному движению и отдельные крупные бии-старшины, которым было невыгодно объединение казахского народа во главе с Кене- сары. Они боялись результатов укрепления централизованного государства, лишиться авторитета и власти в своих родах.
Развитие вооруженных действий Кенесары имело свои особенности. Народным массам приходилось преодолевать огромную силу сопротивления - борьба шла и против собственной феодальной верхушки и особенно в лице султанов-правителей: Баймухамеда Айчувакова, Арстан Джантю- рина, Ахмеда Джантюрина, Коныркожа Кодаймендина и др., как главных союзников царского правительства.
В восстании приняло участие байство3, которое раскололось собственно на три части: одна часть (отдельные лица) действовала активно против [182] царизма; вторая - волей или неволей временно участвовала в движении под давлением народных масс; третья - бежала под защиту царской администрации, активно участвовала на стороне царских войск в подавлении восстания. Например, султаны-правители особенно активно участвовали в подавлении восстания, вооружаясь и выполняя роль авангардных частей, разведчиков и проводников в трудных условиях горной или полупустынной безводной местности.
Караханидское ханство было тюркской династией, правившей в Заоксании в Центральной Азии, известной в литературе как Караханиды или Илек Ханидов. И династические имена Караханидов, и Илек Ханидов относились к царским титулам, при этом Кара-Каджан был самым важным турецким титулом до конца династии.
Ханство завоевало Трансоксанию в Центральной Азии и управляло ей в 999–1211 годах. Их прибытие в Трансоксанию ознаменовало окончательный сдвиг от иранского к тюркскому преобладанию в Центральной Азии, однако караханиды постепенно ассимилировали персидско-арабскую мусульманскую культуру, сохранив при этом часть своей родной тюркской культуры.
Их столицы включали Кашгар, Баласагун, Узген и Самарканд. В конце концов ханство раскололось на два - восточное и западное ханства. Затем они попали под сюзеренитет сельджуков, прежде чем династия была уничтожена хорезмийцами.
Найманы
В «Тайной истории монголов» упоминаются найманы. По мнению российского тюрколога Николая Аристова, западная граница Найманского ханства достигла реки Иртыш, а ее восточная граница достигла реки Монгольский Тамир. Алтайские горы и южная республика Алтай были частью Найманского ханства. У них были дипломатические отношения с карахитанами, и они были подчинены им до 1175 года. Некоторые ученые классифицировали их как тюркский народ из Секиз Огуз (в переводе с тюркского «Восьмой Огуз»). Тем не менее, термин «Найман» имеет монгольское происхождение, означающее «восемь», но их названия являются тюркскими, и некоторые считают их, возможно, монголизированными тюрками.
Кереи
Происходят от названия реки Керулен. Они использовали письменность древних тюрок, и были писарями в Монгольском государстве. У них также было свое государство – Керейское государство. Оно получило особенный расцвет с 10 по 12 века, когда правил Мархус хан и его сын Кыршакуз хан. После нападения и победы Чингисхана кереи раздробились и присоединились в разным племенам.
Жалаиры
Монгольские источники говорят о том, что этот народ состоял из 10 родов. Жалаиры были частью монгольских племен и служили Чингисхану.
Каракитаи
Каракитаи или династия Западного Ляо - официально Великий Ляо - импровизированная империя в Центральной Азии, управляемая кланом Кхитан Йелу. Династия была основана Елу Даши (Императором Дезонгом из Ляо), который привел остатки династии Ляо в Центральную Азию после бегства от завоевания чжурчжэнями своей родины на севере и северо-востоке современного Китая. Империя была узурпирована Найманами при Кучлуге в 1211 году; В традиционных китайских, персидских и арабских источниках узурпация считается концом династии, хотя империя не пала до монгольского завоевания в 1218 году. Историки считают, что Кара-Кхитай является законной династией Китая, как в случае с предыдущей династией Ляо.
Кыпчакское ханство
Кыпчакское ханство изначально был монгольским, а затем тюркизированным ханством, основанное в 13 веке и возникшее как северо-западный сектор Монгольской империи. После распада Монгольской империи после 1259 года оно стало функционально отдельным ханством. Оно также известно как Улус Джучи.
Объяснение: