В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь.
Уже в 11 веке князья и их суды сурово расправлялись с противниками церкви. Еще при князе Владимире епископы благословляли князей на применение казни. В 1004 г. монах Адриан был обвинен в нарушении церковных уставов и в хулении церкви. За это он был отлучен от церкви и заключен в монастырскую тюрьму. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в 11 веке, летописец называет "звероядивым". От его жестокости пострадало много людей. Он резал головы и бороды, выжигал глаза, резал язык, распинал.
В 1004 г. монах Адриан был обвинен в нарушении церковных уставов и в хулении церкви. За это он был отлучен от церкви и заключен в монастырскую тюрьму.
Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в 11 веке, летописец называет "звероядивым". От его жестокости пострадало много людей. Он резал головы и бороды, выжигал глаза, резал язык, распинал.