Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.
Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.
Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.
Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.
Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.
Первоначальные формы хорового пения в России и их записи были заимствованы из Византии еще в X веке, вместе с принятием христианства. Несколько веков профессиональная хоровая музыка развивалась исключительно в церковной среде и хоровые коллективы были приписаны к храмам и монастырям. Первый хор, «отделенный» от церкви (но все равно исполнявший прежде всего церковную музыку), был основан царем Иваном III в 1476 году как Хор государевых певчих дьяков. В коллектив входили около 30 певчих, которые сопровождали царя в поездках, пели в соборах во время богослужений и на различных придворных церемониях. А также этот хор контролировал работу церковных хоров по всей России.
Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.
Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.
В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.
Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.
Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.
Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.
Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.
Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.
Первоначальные формы хорового пения в России и их записи были заимствованы из Византии еще в X веке, вместе с принятием христианства. Несколько веков профессиональная хоровая музыка развивалась исключительно в церковной среде и хоровые коллективы были приписаны к храмам и монастырям. Первый хор, «отделенный» от церкви (но все равно исполнявший прежде всего церковную музыку), был основан царем Иваном III в 1476 году как Хор государевых певчих дьяков. В коллектив входили около 30 певчих, которые сопровождали царя в поездках, пели в соборах во время богослужений и на различных придворных церемониях. А также этот хор контролировал работу церковных хоров по всей России.
Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.
Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.
В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.