Почему разрядка сменилась новой конфронтацией сверхдержав? Мож-но ли говорить о равной ответственности сторон в развязывании нового витка «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»?
Более высокая ступень развития цивилизации связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге европы в бассейне средиземного моря.создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге полуострова и на островах эгейского моря было результатом завоевания греками-ахейцами населения этого региона. завоевание к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышающихся и приходивших в упадок государств (кносского, микенского царства и процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран востока) во многом предопределялись природно- факторами. греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, которые бы требовали, как на востоке, проведения коллективных ирригационных работ. в античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато там складывались благоприятные условия для развития ремесла. широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных для всего античного мира являлась полисная система.с точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. для самих же граждан полис являлся своего рода микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями и правом. полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной.распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя, рост оппозиции со стороны аристократических семей, большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти.ликвидация монархии к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрании и т. не получил полного развития. простой народ в полисах, не имевший политического опыта, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.
Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту иову лично вселенским патриархом иеремией ii в мае 1589 года (иеремия прибыл в москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых иеремия фактически пребывал под арестом); затем подтверждено соборами в константинополе в 1590 и 1593, о чём в москву были посланы грамоты. значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл борис годунов, фактически тогда царством при царе феодоре иоанновиче. единоличные действия патриарха иеремии в москве вызвали неоднозначную реакцию на православном востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов мелетий пигас, ставший в 1590 году (после собора в константинополе) александрийским патриархом. он был убеждён, что действия иеремии в москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны . тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества). в уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция москвы (точнее, «росийского царствия») как «третьего рима»: «< …> великое росийское царствие, третей рим, благочестием всех превзыде». как показали графологические исследования конца xx века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха иеремии ii) на грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте великого константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные желание московского правительства было в том, чтобы московский патриарх занял третье, после вселенского и александрийского патриархов, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто. по смерти патриарха адриана в 1700 году пётр i воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил духовную коллегию, вскоре переименованную в святейший синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего судии сей коллегии». в последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного в россии рассматривались и как учреждения государственного . восстановление править патриаршество в православной российской церкви было восстановлено решением всероссийского поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель тихон (беллавин), митрополит московский