конституцио́нная мона́рхия — одна из форм монархии, при к-рой власть монарха определяется конституцией и в соотв. с ней ограничивается представит. учредителями (парламентом), при этом монарх сохраняет право назначения пр-ва, смещения мин., изд. декретов, роспуска парламента. в условиях развития парламентаризма политич. роль монархии падает, монарх выполняет нередко представит., номин. функции (великобритания, швеция, дания, норвегия, нидерланды, бельгия). в россии процесс перерождения абсолютизма в к. м. проходил медленно и не получил полного завершения.
Император, в звании Августа, получал товарища в другом Августе, управлявшем другой половиной империи; при каждом из этих Августов состояло по Цезарю, который являлся соправителем и наместником своего Августа. Такая децентрализация императорской власти давала ей возможность непосредственно проявляться в четырёх пунктах империи, а иерархическая система в отношениях Цезарей и Августов соединяла их интересы и давала легальный выход честолюбию главнокомандующих. Диоклетиан как старший Август избрал своим местопребыванием Никомедию в Малой Азии, второй Август— Милан. Рим не только перестал быть центром императорской власти, но этот центр от него удалился, был перенесён на восток; Рим не удержал даже второго места в империи и должен был уступить его городу побежденных им некогда инсубров — Милану. Новая власть удалилась от Рима не только топографически: она стала ему ещё более чуждой по своему духу. Титул господина (dominus), который ранее использовался рабами по отношению к своим хозяевам, стал официальным титулом императора; слова sacer и saciatissimus — священнейший — стали официальными эпитетами его власти; коленопреклонение заменило собой отдание воинской чести: золотая, усеянная драгоценными каменьями, риза и белая, покрытая жемчужинами, диадема императора указывали на то, что на характере новой власти сильнее отразилось влияние соседней Персии, чем предания римского права.
конституцио́нная мона́рхия — одна из форм монархии, при к-рой власть монарха определяется конституцией и в соотв. с ней ограничивается представит. учредителями (парламентом), при этом монарх сохраняет право назначения пр-ва, смещения мин., изд. декретов, роспуска парламента. в условиях развития парламентаризма политич. роль монархии падает, монарх выполняет нередко представит., номин. функции (великобритания, швеция, дания, норвегия, нидерланды, бельгия). в россии процесс перерождения абсолютизма в к. м. проходил медленно и не получил полного завершения.