иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv – середине xvi веков, отстаивавшие право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой
просветительской и благотворительной деятельности. резко полемизировали с другими группами и течениями.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом
сорским, — доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к
коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая
монастырское землевладение. в результате иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504 года, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения
церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в
качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом
православия после падения константинополя в 1453 году. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589 году).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская
деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит
зосима не был сторонником иосифлян и подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»)
как известно, период с 1725 по 1762 годы являются эпохой дворцовых переворотов.
этот период начался с правления екатерины первой.
она сделала следующее:
- учредила верховный тайный
совет
- реальной политической силой стали обладать фавориты, так подписи 3х кабинет-министров были разны одной подписи императрицы.
затем на престол вступила елизавета петровна, и она сделала следующее:
- вернулась в «петровским порядкам»
-
восстановила центральные и местные учреждения
- она кабинет министров
- все дела сената были в конфедерации
- во внешней политике ухудшились отношения с данией и швецией
- россия стала участницей семилетней войны вместе с австрией, францией,
саксонии и швеции против португалии, пруссии и
затем петр 3 вступил на престол и он отдал фридриху все достижения в войне, разорвал военно-политический союз с австрией, и заключил мир с пруссией. у него была противоречивая политика, он одновременно ухудшал положение дворян и
закрепощал крестьян.
а в 1762 году был совершен государственный переворот, по результатам которого жена петра третьего, екатерина алексеевна, взошла на престол. и с этого момента «эпоха дворцовых переворотов» не закончилась, но началась совсем другая екатерининская
эпоха.
выбирай из этого текста.
иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv – середине xvi веков, отстаивавшие право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой
просветительской и благотворительной деятельности. резко полемизировали с другими группами и течениями.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом
сорским, — доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к
коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая
монастырское землевладение. в результате иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504 года, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения
церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в
качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом
православия после падения константинополя в 1453 году. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589 году).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская
деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит
зосима не был сторонником иосифлян и подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»)
внутренняя политика и россии в 1725-1762 годы.
как известно, период с 1725 по 1762 годы являются эпохой дворцовых переворотов.
этот период начался с правления екатерины первой.
она сделала следующее:
- учредила верховный тайный
совет
- реальной политической силой стали обладать фавориты, так подписи 3х кабинет-министров были разны одной подписи императрицы.
затем на престол вступила елизавета петровна, и она сделала следующее:
- вернулась в «петровским порядкам»
-
восстановила центральные и местные учреждения
- она кабинет министров
- все дела сената были в конфедерации
- во внешней политике ухудшились отношения с данией и швецией
- россия стала участницей семилетней войны вместе с австрией, францией,
саксонии и швеции против португалии, пруссии и
затем петр 3 вступил на престол и он отдал фридриху все достижения в войне, разорвал военно-политический союз с австрией, и заключил мир с пруссией. у него была противоречивая политика, он одновременно ухудшал положение дворян и
закрепощал крестьян.
а в 1762 году был совершен государственный переворот, по результатам которого жена петра третьего, екатерина алексеевна, взошла на престол. и с этого момента «эпоха дворцовых переворотов» не закончилась, но началась совсем другая екатерининская
эпоха.