1. Перечитай эпизод поминального обеда, который организовывает Катерина Ивановна. (часть 5, глава 2). Зачем, будучи в состоянии крайней нищеты, она устраивает «пир на весь мир»? Обоснуй своё мнение цитатами из текста. 2. Рассмотрим эпизод наговора Лужина на Сонечку, обвинения её в краже 100 рублей (глава 3). Каковы мотивы поступка Петра Петровича? Зачем автор приводит предысторию совершения этого деяния - разговор Лужина с Лебезятниковым и Соней? Как на эту ситуацию реагирует Раскольников? А Катерина Ивановна?
3. Охарактеризуй образ Лебезятникова и его взгляды, используя описание, данное ему автором, и разговор с Лужиным (часть 5, глава 1).
4. Рассмотрим второй разговор Сони с Раскольниковым (часть 5, глава 4). Почему перед тем, как зайти к Соне, Раскольников «почувствовал, что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту, хотя на время, невозможно»? Найди в тексте детали, описывающие изменения во внешнем облике Раскольникова во время разговора. Как это отразить его внутренние мучения и волнения? Обрати внимание на реакцию Сони: какие чувства в ней вызывает признание Родиона? Успокаивается ли душа Раскольникова после признания в убийстве?
5. Рассмотрим разговор Раскольникова и Свидригайлова (часть 6, глава 3). С какой целью автор в очередной раз даёт портретную характеристику Свидригайлова? Какое значение она может иметь для понимания мотивов его слов и поступков?
6. Рассмотрим разговор Свидригайлова с Дунечкой? Что движет Свидригайловым? Зачем он стремится к встрече с Дуней? (часть 6, глава 5). Зачем автор упоминает про «пламень», блиставший в глазах Свидригайлова, когда он глядел на Дуню? Как речь, движения передают его отношение к Дуне? Почему в итоге Аркадий Иванович позволяет ей уйти?
7. Можно ли объяснить, почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? С какой целью автор описывает события последней ночи героя перед смертью? ( описание его физического состояния, состояния природы, гостиницы, где он остановился). Какова художественная роль сна Свидригайлова?
В "М.д." Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхожде-нии и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни кото-рого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полти-ну меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, са-мое главное, - беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Бла-гополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казно-крадство, махинации на таможне - орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные по-ступки, он легко находит себе оправдания.
С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Манило-вым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Нозд-ревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим "великодушием".
Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради при где он ос-тается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой "оторвал при-битую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хоро-шенько", а прочитав, "свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось". Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина. С Манило-вым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: "Еникакого прямодушия, ни искренности! Совершен-ный Собакевич". В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижими-стость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличает-ся от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приоб-ретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: "Еи приятность в обо-ротах и поступках, и бойкость в деловых играх", но он тоже "мертвая душа", ибо ему недоступна радость жизни.
Чичиков умеет при к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: "не красавец, но и не дурной на-ружности", "не слишком толст, не слишком тонок", "человек средних лет" - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.
Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все чело-веческие побуждения. "Самоотвержение", терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.
Чичиков вынужден бежать из города, но на этот раз он достиг своей цели, при-близился ещё на одну ступеньку к своему безликому "счастью", и всё остальное для него теперь уже неважно
Объяснение: