1. Поучение - это послание, завещание, мудрый совет, наставление, заповедь. Выбе. рите наиболее точный синоним и объясните свой выбор
2. Какая цель у этого поучения? Что побудило князя Владимира взяться за перо?
3. Кому адресовано поучение Владимира Мономаха? Из каких слов вы это поняли?
4. Коротко опишите, какими Владимир Мономах хочет видеть своих детей.
5. Какой из советов князя Владимира вам понравился больше всего? В какой ситуации
Он может вам пригодиться?
6. В чём отличие языка поучения от языка сказаний? Какой из них ближе к разговор-
ной речи, а какой - к литературному языку? Подтвердите свой ответ примерами из
текста.
7. Князь Владимир Мономах рано стал взрослым — в 13 лет отец отправил его княжить
в Ростов, с чего и началась у него жизнь-поход. Князь очень любил охотиться. На
картине В. М. Тормосова Владимир Мономах изображён на охоте. Рассмотрите вни-
мательно все детали этой картины, прочитайте материал для сочинения и напишите
рассказ «Охота князя Владимира
1- не знаю
2-Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей и, между прочим, на Альте, где был убит Борис. Сам Владимир Мономах написал «Поучение своим детям», замечательный литературный памятник того времени. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение...», — просветить своих потомков.
Что же заставило Владимира Мономаха взяться за перо? По всей вероятности, влияние оказала политическая ситуация, сложившаяся на Руси.
3-Князья еще тогда понимали, что сила государства в единстве. Государство – это правитель. Для этого и писал Мономах свое «ПОУЧЕНИЕ», т. е. детям, будущим государям.
«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться…»
4-«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру. Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше. Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…
5-хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна. Эти истины никогда не устареют. О них говорил и Владимир Мономах в своём «Поучении», они важны и сейчас.