1. Укажите даты жизни М.Ю. Лермонтова: 1) 1814 – 1841
2) 1814 – 1837
3) 1799 – 1837
4) 1799 – 1841
2.О ком это сказано? Указать название произведения.
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб, и гибок, как тростник
3.Тема поэмы «Мцыри»?
1) Показ Грузии
2) Рассказ о жизни в монастыре
3) изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю из чуждой ему монастырской среды.
4.Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»:
1)Грузия 2)Молдавия 3)Крым 4) Россия
5.Что случилось в конце поэмы с Мцыри:
1)Убежал из монастыря 2)Остался в монастыре 3)Умер 4)Пошел на военную службу
6.Определите жанр «Мцыри» М.Ю.Лермонтова
1) 2) поэма-исповедь 3) притча
7. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
1)«Стрелялись мы» 3) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
2) «Береги честь смолоду»4) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
8. Идею «Ревизора» Гоголь взял
1) у А.С.Пушкина 2) у М.Ю.Лермонтова 3)это история случилась с ним самим
9.Кто не является действующим лицом пьесы «Ревизор»:
1)Городничий 2)Скотинин 3) Ляпкин-Тяпкин 4)Земляника
10.Как заканчивается пьеса «Ревизор»
1)Приезд настоящего ревизора 2)Свадьбой дочки городничего и Хлестакова 3)Отставкой городничего.
11.Какое из литературных произведений не принадлежит Н.В.Гоголю?
1) « Вечера на хуторе близ Диканьки» 2) « Тарас Бульба» 3) «Хирургия»
12.Назовите фамилию героя, о котором рассказывается в произведении Н.В. Гоголя «Шинель»
13.Где происходят события , описанные в « Шинели» ?
1) Петербурге 2) Москве 3) хуторе близ Диканьки
14.Дайте развернутый ответ по теме:
Образ «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя
2 вариант
1.Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.
1) Москва . 1809 – 1841
2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852
3) Киев. 1815 – 1860
4) Петербург. 1820 – 1862
2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»:
1)«Береги честь смолоду»; 2) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»; 3) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
3.Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю
1) В.А. Жуковским 2) В.Г. Белинским 3) А.С. Пушкиным
4.Для чего чиновники один за другим посещают Хлестакова в доме городничего?
1) чтобы дать взятку 2) чтобы просить его выхлопотать им должность 3) чтобы просить у него денег 4) чтобы посмотреть на важного чиновника
5.Как называется сцена, которой заканчивается действие комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
1) безмолвная 2) немая 3) безгласная 4) страшная
6.Хлестаковщина – это
1) стремление следовать моде во всём 2) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия 3) карьеризм, мошенничество
7.Главная тема повести Н.В. Гоголя «Шинель»:
1) трагедия «маленького человека» 2) неудовлетворённость героя жизнью
3) человек и общество
8. Какая особенность отличает героев, принадлежащих к литературному типу «маленького человека»:
1) невысокое социальное положение; 2 ) маленький рост; 3) чувство собственного достоинства.
9.Эти слова «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» являются эпиграфом к произведению
1) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина 2) «Ревизор» Н.В. Гоголя 3) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
10.К какому литературному направлению относится поэма «Мцыри» ?
1) реализм 2) сентиментализм 3) романтизм
11.Почему местом действия поэмы « Мцыри» выбран Кавказ?
1) связь с историей России 2) проявляется любовь автора к Кавказу
3) природа Кавказа сродни натуре главного героя.
12.Мцыри совершает побег из монастыря:
1) во время грозы; 2) в ясный и солнечный день; 3) вечером
13.Определить жанр следующих произведений: «Мцыри», «Шинель»
14.Дайте развернутый ответ по теме:
«Миражная интрига» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичными людьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.
2)
Отношения к окружающим... Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания» . Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты» , перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки» , готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.
3)Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
Коробочка – небогатая крохоборная помещица, владелица восьмидесяти душ крепостных, которая живет, как будто в скорлупе, отдельно от остального мира. Живет она в довольстве, но вместе с тем вечно плачется то на неурожаи, то на смерть крестьян и убытки. Коробочка бережлива и умеет набирать понемногу денег – целковиков, полтинничков, четвертачков, и прятать их в мешочках по комодам (собственно говоря, на то она и Коробочка) . Гоголь подчеркивает типичность этого образа, попутно давая характеристику Настасьи Петровны, из которой мы узнаем о её непомерном корыстолюбии и жадности.
Далее следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и достаточно старыми, зато с большим количеством картин «с какими-то птицами» . Старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с темными рамками – все это носит отпечаток характера самой хозяйки – все берегущей и собирающей.
А вот пейзаж двора усадьбы представляет собой изобилие птицы и другой «домашней твари» , как отметил Чичиков.» Избы, которые хотя и были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы» показали приезжему довольство жителей и то, что у ней (у Коробочки) деревушка не маленька» . Хозяйка продает и мед, и пеньку, и муку, и птичьи перья. Угощая «покупщика» Чичикова, Коробочка потчует его такими яствами патриархальной деревенской кухни, что в её благосостоянии никак нельзя усомниться
Судьбу Андрея Соколова без преувеличения можно назвать тяжелой, ведь мужчине пришлось не раз пережить смерть близких людей (сначала родителей и сестры, а затем жены и детей), а также пройти через все ужасы войны и немецкого плена. Но этот человек имел сильный характер и «несгибаемую волю», поэтому он никогда не падал духом и не позволял себе жаловаться на жизнь, так как считал, что настоящий мужчина может «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Но, несмотря на свою внешнюю твердость, Андрей Соколов всегда умел тонко чувствовать других людей и сопереживать им. Мы видим, как его сердце буквально разрывается на части от жалости к жене, когда та никак не может заставить себя отпустить любимого мужа на фронт, прижимается к нему и плачет у него на плече. Тяжело герою смотреть и на своих сбившихся в кучку «осиротелых» детей, которые пытаются улыбаться ему, а «оно не выходит». Уже сам факт, что этот мужчина подмечать такие детали, многое говорит о его человечности.
Будучи в плену, Андрей также проявляет щедрость и великодушие. Он честно делится со своими товарищами хлебом и салом, подаренным ему немцами в качестве награды за храбрость, так как понимает, что солдатам это необходимо, чтобы выжить.
Вернувшись с войны, и похоронив последнего своего родного и близкого человека — сына Анатолия, Андрей Соколов, несмотря на то, что сердце его уже «закаменело от горя», все-таки не может остаться безучастным к страданиям маленького беспризорного мальчика Вани. Когда герой узнает, что родители ребенка погибли во время войны, в мужчине «закипает горючая слеза». Он понимает, что никогда не простит себя, если позволит Ване вот так одному пропадать на улице. Поэтому Андрей Соколов берет мальчика «к себе в дети» и тем самым и его, и себя самого.
Решиться на такой смелый и благородный поступок лишь человек, сердце которого наполнено истинной любовью и состраданием к людям. Человек, который, даже познав все самые страшные душевные и физические муки, нашел в себе силы не замыкаться в своем горе, и начать жить если уже не ради себя, то ради других.
В этом отношении образ Андрея Соколова очень важен для русской литературы, поскольку в нем отражены лучшие качества всего нашего народа. А это значит, что есть в нашей стране люди достойные и милосердные, которые являются образцами доброты и человечности, и на которых нам обязательно следует равняться.