3.Выпишите слова, словосочетания и предложения, которые передают душевную боль героя 4. Исходя из данного текста, какова земная жизнь для главного героя?
5. Определите средство художественной выразительности в данной цитате из текста «Индийский шелкопряд, что летает, как птица».
Проблематика рассказа "Собачье сердце" проста,вмешиваясь в вечные законы природы,человек нарушает ход истории.Последствия таких экспериментов чудовищны,будь то очеловечивание собаки или революция,последствия непредсказуемы,человек не в силах стать "творцом природы".
Булгаков раскрывает в рассказе несколько проблем:
-Социальное расслоение,разрыв между интеллигенцией и народом.
-Проблемы государства,когда к власти приходят безграмотные,невежественные люди,чьи решения глупы и примитивны,что приводит к краху идей революции.
-Гений человека не всемогущ,профессор Преображенский не в состоянии изменить законы природы,эксперимент выходит из-под контроля и последствия опыта приходится ликвидировать,вернув пса в первоначальный вид.
Сделав из пса человека,профессор получил двуногое существо,со множеством человеческих пороков.Шариков не унаследовал доброту,доверчивость и преданность собаки,он впитал в себя всё худшее от вора Клима Чугункина-порочную тягу к пьянству,нежелание трудиться,сквернословие и хамства,ненависть к богатым.Чем больше он становился человеком,тем больше негативные качества развивались в Шарикове.
Поддержка домкома усугубила пороки Полиграф Полиграфовича-появилось рвение к власти,желанию командовать,при этом ничего не делая,зато считаться начальником.Люди перестали быть значимыми для него,главное-это "бумажка",а не человек.
Необразованность,"узколобие" вышло на первый план,Шариков стал чуть ли не гордиться свей "серостью",зато это роднило его с большинством,делало его сильным и значимым,пусть даже только в собственных глазах.Грубость стала привычной для общения,Шариков намеренно обижал и хамил домочадцам,появилась вседозволенность,
распущенность. А главное,из ненависти к богатым,чувство переросло в ненависть ко всем людям,что сделало его сердце "собачьим"-жестоким,
безразличным,бесчувственным.
В рассказе автор выражает своё отношение к происходящим событиям,
осуждая абсурдность,агрессивность действий людей.
Смысл названия в бессердечности,жестокости ,безразличии людей,уничтожая старое,они не строили ничего взамен,убивая культуру ,они сеяли революционный хаос,прикрываясь громкими лозунгами.В этом и проявляется "собачье сердце" революции,которое так замечательно описал Булгаков.
В ”Поучении Владимира Мономаха” Владимир Мономах говорит о том, что сберег немало людей от бед. Владимир подумал и похвалил Бога, сохранившего его. Детям своим и другим людям Мономах велит соблюдать это поучение и трудиться. Он говорит, чтобы боялись Бога в душе и давали хорошую милостыню. Владимир рассказывает, как к нему приезжали послы от братьев, чтобы вместе выгнать Ростиславичей. Владимир ответил, что не может пойти с ними. Владимир из Псалтыря взял слова и записал их: " Почему печалишься, душа моя. Не состязайся с лукавыми, не завидуй тем, кто переступает через закон. Лукавые будут уничтожены, кротких же Бог сохранит. Грешников скоро не найдешь. Грешники замышляют против праведников. Лучше праведнику что-то малое, чем много богатств грешникам. Силы у грешников не будет, а праведников бог укрепит. Благословляющие Бога получат землю, ругающие его будут уничтожены. Уклоняйся от зла и делай добро. Если нам делают зло, то мы на того набрасываемся. Бог показал нам, что надо побеждать врагов покаянием, слезами, милостыней." Владимир говорит, что Господь велик, как и дела его. Он создал солнце, луну, животных, птиц, рыб. Он создал всех людей. Все сотворил на пользу, для еды и на радость людям. Поэтому надо восхвалять Господа и верить в него, пусть будет проклят тот, кто не верит в Бога и не хвалит его. Далее Владимир рассказывает о своей жизни. С тринадцати лет около ста раз ездил к отцу в Киев. Походов совершил восемьдесят, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями. Охотился, ловил диких коней. У него много повреждений. Он сам устанавливал порядок в своем доме. Не обижал бедных и вдов, следил за порядком в церкви. Владимир говорит, чтобы не осуждали его, Господь его сберег и сделал к разным делам. Владимир говорит детям, чтобы не боялись смерти, войны, зверя, ведь Господь будет их оберегать. Далее Мономах обращается к Олегу Святославичу, что хочет перед смертью покаяться и помириться. Он говорит ему, что Олегу надо было предупредить его, сказать, когда убили сына Мономаха, что он сделал грех. Владимир говорит Олегу, что хочет не зла, а добра Русской земле. Владимир говорит о том, что если кто-то не хочет добра и мира людям, то душа того не получит от Бога мира на том свете.
Проблематика рассказа "Собачье сердце" проста,вмешиваясь в вечные законы природы,человек нарушает ход истории.Последствия таких экспериментов чудовищны,будь то очеловечивание собаки или революция,последствия непредсказуемы,человек не в силах стать "творцом природы".
Булгаков раскрывает в рассказе несколько проблем:
-Социальное расслоение,разрыв между интеллигенцией и народом.
-Проблемы государства,когда к власти приходят безграмотные,невежественные люди,чьи решения глупы и примитивны,что приводит к краху идей революции.
-Гений человека не всемогущ,профессор Преображенский не в состоянии изменить законы природы,эксперимент выходит из-под контроля и последствия опыта приходится ликвидировать,вернув пса в первоначальный вид.
Сделав из пса человека,профессор получил двуногое существо,со множеством человеческих пороков.Шариков не унаследовал доброту,доверчивость и преданность собаки,он впитал в себя всё худшее от вора Клима Чугункина-порочную тягу к пьянству,нежелание трудиться,сквернословие и хамства,ненависть к богатым.Чем больше он становился человеком,тем больше негативные качества развивались в Шарикове.
Поддержка домкома усугубила пороки Полиграф Полиграфовича-появилось рвение к власти,желанию командовать,при этом ничего не делая,зато считаться начальником.Люди перестали быть значимыми для него,главное-это "бумажка",а не человек.
Необразованность,"узколобие" вышло на первый план,Шариков стал чуть ли не гордиться свей "серостью",зато это роднило его с большинством,делало его сильным и значимым,пусть даже только в собственных глазах.Грубость стала привычной для общения,Шариков намеренно обижал и хамил домочадцам,появилась вседозволенность,
распущенность. А главное,из ненависти к богатым,чувство переросло в ненависть ко всем людям,что сделало его сердце "собачьим"-жестоким,
безразличным,бесчувственным.
В рассказе автор выражает своё отношение к происходящим событиям,
осуждая абсурдность,агрессивность действий людей.
Смысл названия в бессердечности,жестокости ,безразличии людей,уничтожая старое,они не строили ничего взамен,убивая культуру ,они сеяли революционный хаос,прикрываясь громкими лозунгами.В этом и проявляется "собачье сердце" революции,которое так замечательно описал Булгаков.
В ”Поучении Владимира Мономаха” Владимир Мономах говорит о том, что сберег немало людей от бед. Владимир подумал и похвалил Бога, сохранившего его. Детям своим и другим людям Мономах велит соблюдать это поучение и трудиться. Он говорит, чтобы боялись Бога в душе и давали хорошую милостыню. Владимир рассказывает, как к нему приезжали послы от братьев, чтобы вместе выгнать Ростиславичей. Владимир ответил, что не может пойти с ними. Владимир из Псалтыря взял слова и записал их: " Почему печалишься, душа моя. Не состязайся с лукавыми, не завидуй тем, кто переступает через закон. Лукавые будут уничтожены, кротких же Бог сохранит. Грешников скоро не найдешь. Грешники замышляют против праведников. Лучше праведнику что-то малое, чем много богатств грешникам. Силы у грешников не будет, а праведников бог укрепит. Благословляющие Бога получат землю, ругающие его будут уничтожены. Уклоняйся от зла и делай добро. Если нам делают зло, то мы на того набрасываемся. Бог показал нам, что надо побеждать врагов покаянием, слезами, милостыней." Владимир говорит, что Господь велик, как и дела его. Он создал солнце, луну, животных, птиц, рыб. Он создал всех людей. Все сотворил на пользу, для еды и на радость людям. Поэтому надо восхвалять Господа и верить в него, пусть будет проклят тот, кто не верит в Бога и не хвалит его. Далее Владимир рассказывает о своей жизни. С тринадцати лет около ста раз ездил к отцу в Киев. Походов совершил восемьдесят, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями. Охотился, ловил диких коней. У него много повреждений. Он сам устанавливал порядок в своем доме. Не обижал бедных и вдов, следил за порядком в церкви. Владимир говорит, чтобы не осуждали его, Господь его сберег и сделал к разным делам. Владимир говорит детям, чтобы не боялись смерти, войны, зверя, ведь Господь будет их оберегать. Далее Мономах обращается к Олегу Святославичу, что хочет перед смертью покаяться и помириться. Он говорит ему, что Олегу надо было предупредить его, сказать, когда убили сына Мономаха, что он сделал грех. Владимир говорит Олегу, что хочет не зла, а добра Русской земле. Владимир говорит о том, что если кто-то не хочет добра и мира людям, то душа того не получит от Бога мира на том свете.
План
1 Обращение Мономаха к детям
2 Слова из Псалтыря о грешниках и праведниках
3 Учение Василия Великого для юношей
4 Делать благочестие
5 Три добрых дела
6 Благословен Господь и его чудеса
7 Наставление о молитве и об отношении к людям
8 Наставление о поведении
9 Жизнь Мономаха
10 Письмо к Олегу Святославовичу