Анализ рассказа «Юшка». Работа с текстом.
Первичное восприятие текста.
Используя эмоционально-оценочную лексику, передайте свои первые впечатления, которые у вас возникли после прочтения рассказа «Юшка», запишите в тетрадь, выбрав подходящие для вас начала предложений.
Читая его, я испытывал….
Особенно меня тронуло…
Меня взволновало….
Я недоумевал….
Никогда не забуду….
Мое отношение к ….
Приятные чувства от….
Я представил себе, что…
Порадовался тому, что…
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Юшка»? (По имени главного героя)
Составление литературного портрета.
-Подумайте какие во можно для этого задать.
1. Кто такой был Юшка?
- Почему в руках у него было мало силы? (Он был тяжело болен туберкулёзом)
2. Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
- Почему автор особенно выделил его глаза? (Глаза – это зеркало души – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.)
- Какое художественное средство использует писатель, чтобы подчеркнуть необычность глаз героя? (сравнение)
3. В какой одежде он ходил?
4. Где Юшка жил и чем питался?
-Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.
- Какое впечатление производит на вас портрет Юшки? Попробуйте охарактеризовать его одним словом:
• Жалкий
• Слабый
• Невзрачный
• Тихий
• Скромный
• Незаметный
-Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду?
(Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, Юшка добр, но внешне непривлекателен, нельзя судить о человеке по его внешности).
Анализ эпизода «Юшка и окружающие».
- Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живет рядом с ним
- Какую роль играл Юшка для жителей деревни?
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
- Рассмотрим, как окружающие относятся к Юшке.
В ходе обсуждения Карина и Пакизе составят денотатный граф «Окружающие и Юшка». Для этого они выпишут только ключевые слова, которые нам увидеть действия и поступки героев. Слова какой части речи вы выпишите? (Глаголы)
- Посмотрим, а как же дети относятся к Юшке?
- Как на это реагирует герой рассказа?
- Почему дети сомневались «вправду ли Юшка живой»? (Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком, и это было непривычным и удивительным для детей.)
- Почему дети были так жестоки с Юшкой? (Дети жили по законам, которые они восприняли от взрослых)
Комментарий учителя.
- Вот как по этому поводу говорит сам Платонов:
« Дети – неполные сосуды, и поэтому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют своего твердого лица, и поэтому они легко и радостно преображаются во многие лики…»
- Какие чувства у вас вызывает эпизод истязания?
- Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор? Найдите для ответа ключевую фразу в тексте.
(Они ждали, чтобы он отозвался им злом и развеселил их. Дети ждали веселья от зла)
- Вспомните какие слова тронули ваши души? Почему?
- Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
Словарная работа.
- Как вы понимаете слово терзать?
- Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
Терзать-мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.
- А теперь посмотрим, что означает это слово в «словаре русского языка» С.Ожегова.
Там представлены два значения этого слова:
Разрывать на части;
Мучить нравственно, причинять страдания.
- Какого значение этого слова в рассказе?(2)
- А вот теперь давайте посмотрим как относятся к Юшке взрослые, казалось бы более мудрые, чем дети, люди. (Они тоже обижали Юшку)
- Почему взрослые тоже обижали Юшку?
- Чем автор объясняет их поведение?
(Юшка раздражает их своей непохожестью, кротостью)
- Как вы понимаете это слово?
- Составим кластер.
• Кротость:
• Беззлобность
• Покорность
• Смирение
• Безответность
Первичное восприятие текста.
Используя эмоционально-оценочную лексику, передайте свои первые впечатления, которые у вас возникли после прочтения рассказа «Юшка», запишите в тетрадь, выбрав подходящие для вас начала предложений.
Объяснение: