Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Владимир Дудинцев, Анатолий Рыбаков, Александр Солженицын.
В 1962 г. в журнале “Новый мир” была напечатана повесть Александра
Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая буквально потрясла советскую читающую публику. После опубликования повести двести двадцать семь заключенных прислали А. И. Солженицыну письма, в которых свидетельствовали о преступлениях сталинского режима против личности. В повести остро поставлена проблема человека и власти в тоталитарном советском государстве периода культа личности Сталина. Своеобразно раскрытие “лагерной” темы в повести.
Повесть создана на основе автобиографического материала, события в ней показаны глазами человека “оттуда”. По словам А. Т. Твардовского,
бывшего в то время главным редактором “Нового мира”, повесть – “документ искусства”.
Иван Денисович Шухов, герой повести, из тысяч тех людей, которые были репрессированы безвинно. Иван Денисович воевал на фронтах Великой Отечественной войны, отстаивая “великое счастье свободы”, был в окружении, в фашистском плену, совершил побег из лагеря. Оказавшись среди своих, обо всем чистосердечно рассказывает и, обвиненный в шпионаже, оказывается вновь в лагере, теперь уже советском.
Логика обвинения, осуждения и заключения была попал в плен – значит предатель, вернулся – значит шпионить.
История Ивана Денисовича, получившего приговор в 10 лет лагерей, испытывающего унижения и тяготы невыносимо тяжелого физического труда, – обычная история человека того времени, омраченного преступлениями против личности. Иван Денисович – крестьянин, он научился выживать в тех условиях, в которых оказался. Он при к жизни в лагере, но в душе противопоставляет себя “им”, власти, являя нравственную прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.
Иван Денисович не протестует, не верит в будущее, у него нет надежды на возвращение из лагеря. Шухов не думает о завтрашнем дне – “отвык” думать.
Солженицын повествует о том, что цель власти, разработавшей систему наказаний и унижений, – сломить человека, заставить его забыть свое человеческое достоинство. “Великое счастье свободы” которое отстоял советский человек в Великой Отечественной войне, было “омрачаемо преступлениями против личности”. Власти нужны были бездумные, бессловесные, покорно подчиняющиеся рабы с первобытными низменными инстинктами, а не мыслящие люди. Тех, кто сохранил в себе человеческое достоинство, нравственные законы, власть стремится оттолкнуть за предел человеческого существования, в котором человек беззаконен. Жесточайшие условия, изнурительный тяжелый труд, жесткое регламентирование всех сторон жизни – все это быстро выбивало людей из привычного самосознания.
Несломленных ломают, как, например, морского офицера Буйновского, для которого святы принципы и справедливость Советской власти. Ломают, как бывшего начальника Фетюкова
Власть враждебна человеку – это утверждает А. И. Солженицын в своей повести “Один день Ивана Денисовича”. “Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…” (М. Горький).
Рецензия
Данное выше сочинение полно и убедительно раскрывает тему. Правильно трактуется содержание повести, которое удачно используется для показа проблемы человека и власти в творчестве нашего современника – выдающегося писателя XX в. А. И. Солженицына. В мудрых книгах, подобных повести “Один день Ивана Денисовича”, на разных уровнях встает образ нашей страны, ее трагическая история XX в., омраченная преступлениями против личности, завоевавшей и отстоявшей великое счастье свободы.
Своими книгами А. И. Солженицын приоткрыл завесу и заставил задуматься о будущем.
Проблема человека и власти в Советском государстве становится особенно острой уже в конце 20-х годов XX века – в годы, когда государство явно приобретает черты тоталитарного. Об этом пишут А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, но немногое из написанного ими в те годы тогда же увидело свет. Солженицын вошёл в литературу с этой темой внезапно, первопроходцем. В 1962 году появился «Новый мир» с повестью «Один день Ивана Денисовича», в 1963-м – с рассказом «Матрёнин двор». Имя автора было неизвестным для широкой публики, но сразу же стало ясно, что писатель продолжает лучшие гуманистические традиции русской литературы. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана на автобиографическом материале, события показаны глазами человека, вышедшего «оттуда», и, по словам Твардовского, это был «документ искусства».
Тысячи людей, как и Иван Денисович Шухов, герой повести, были репрессированы безвинно. Он воевал, попал в окружение, затем в плен. Как смелый человек, Шухов бежит из плена, но, когда он чистосердечно в этом признаётся, его отправляют в лагерь, теперь уже в советский. Его обвинили в шпионаже, будто бы он выполнял задание немецкой разведки, и даже следователь не смог придумать, какое именно задание. Логика был в плену – значит, предатель. Вернулся назад – значит, с каким-то умыслом. Десять лет лагерей, унижения, тяжёлой работы в жесточайших условиях – это обычная история для того времени, для периода сталинского беззакония и насилия. Но главное в этих условиях то, во что превращали заключённых и с какой целью. Сломить человека можно, пробудив в нём первобытные инстинкты, заставив забыть о человеческом достоинстве. Целая система унижений, наказаний была разработана властями. Власти была нужна рабочая сила, нерассуждающая, покорно подчиняющаяся – ей не нужны независимые, самостоятельные люди. Изнурительный труд, существование впроголодь, жёсткое регламентирование всех сторон жизни – всё это быстро выбивало людей из привычного самосознания. Для особо строптивых – ледяной карцер без горячей еды, избиения. И человек либо ломается, как бывший начальник Фетюков, теперь подбирающий окурки и вылизывающий миски, либо при как Шухов. Он, крестьянин, любящий труд и умеющий работать, всегда может заработать на кусок хлеба: сшить тапочки или рукавицы, занять очередь за посылкой, «закосить» в обед лишнюю миску каши. Он научился выживать в этих условиях, противопоставляя в душе себя – «им», власти. Он не протестует, понимая бесперспективность этого протеста и осуждая недавно заключённого в лагерь морского офицера Буйновского за его протест. Он сочувствует Буйновскому за то, что тот ещё «не умеет» жить в лагере, но у него уже нет веры в то, что свято для Буйновского: справедливость Советской власти, её принципы, которые здесь, в лагере, якобы поруганы. Когда Шухов обсуждает с кавторангом, в какое именно время солнце стоит в зените, Буйновский ссылается на «декретное время»: по декрету Советской власти «Солнце выше всего в час стоит». И Шухову дико: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» «Ихнее» для Шухова – всё то, что стоит за конвоирами, надзирателями, следователями, тот чуждый ему мир, из которого он выброшен. Иван Денисович даже не думает о завтрашнем дне – он в нём не уверен, «отвык» думать. И у него нет надежды на счастливое возвращение, напротив, он боится, что ему добавят срок по окончании прежнего. Беззаконие стало системой, сделавшей Россию страной, лишенной свободы. Тех, кто сохранил в себе живую душу, этот режим стремится оттолкнуть за предел человеческого существования – чаще всего в лагерь, как об этом рассказывает Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича», в романе «В круге первом», в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Либо власть устраивает такую жизнь, что человек в ней никому не нужен, ведёт нищенское существование, как Матрёна Васильевна, героиня рассказа «Матрёнин двор». Власть по своей сущности враждебна человеку, бюрократии не нужна живая душа человека, сохранившего в себе нравственные законы. Это ярко и наглядно демонстрирует А.И. Солженицын в своих произведениях.
Объяснение:
Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Владимир Дудинцев, Анатолий Рыбаков, Александр Солженицын.
В 1962 г. в журнале “Новый мир” была напечатана повесть Александра
Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая буквально потрясла советскую читающую публику. После опубликования повести двести двадцать семь заключенных прислали А. И. Солженицыну письма, в которых свидетельствовали о преступлениях сталинского режима против личности. В повести остро поставлена проблема человека и власти в тоталитарном советском государстве периода культа личности Сталина. Своеобразно раскрытие “лагерной” темы в повести.
Повесть создана на основе автобиографического материала, события в ней показаны глазами человека “оттуда”. По словам А. Т. Твардовского,
бывшего в то время главным редактором “Нового мира”, повесть – “документ искусства”.
Иван Денисович Шухов, герой повести, из тысяч тех людей, которые были репрессированы безвинно. Иван Денисович воевал на фронтах Великой Отечественной войны, отстаивая “великое счастье свободы”, был в окружении, в фашистском плену, совершил побег из лагеря. Оказавшись среди своих, обо всем чистосердечно рассказывает и, обвиненный в шпионаже, оказывается вновь в лагере, теперь уже советском.
Логика обвинения, осуждения и заключения была попал в плен – значит предатель, вернулся – значит шпионить.
История Ивана Денисовича, получившего приговор в 10 лет лагерей, испытывающего унижения и тяготы невыносимо тяжелого физического труда, – обычная история человека того времени, омраченного преступлениями против личности. Иван Денисович – крестьянин, он научился выживать в тех условиях, в которых оказался. Он при к жизни в лагере, но в душе противопоставляет себя “им”, власти, являя нравственную прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.
Иван Денисович не протестует, не верит в будущее, у него нет надежды на возвращение из лагеря. Шухов не думает о завтрашнем дне – “отвык” думать.
Солженицын повествует о том, что цель власти, разработавшей систему наказаний и унижений, – сломить человека, заставить его забыть свое человеческое достоинство. “Великое счастье свободы” которое отстоял советский человек в Великой Отечественной войне, было “омрачаемо преступлениями против личности”. Власти нужны были бездумные, бессловесные, покорно подчиняющиеся рабы с первобытными низменными инстинктами, а не мыслящие люди. Тех, кто сохранил в себе человеческое достоинство, нравственные законы, власть стремится оттолкнуть за предел человеческого существования, в котором человек беззаконен. Жесточайшие условия, изнурительный тяжелый труд, жесткое регламентирование всех сторон жизни – все это быстро выбивало людей из привычного самосознания.
Несломленных ломают, как, например, морского офицера Буйновского, для которого святы принципы и справедливость Советской власти. Ломают, как бывшего начальника Фетюкова
Власть враждебна человеку – это утверждает А. И. Солженицын в своей повести “Один день Ивана Денисовича”. “Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…” (М. Горький).
Рецензия
Данное выше сочинение полно и убедительно раскрывает тему. Правильно трактуется содержание повести, которое удачно используется для показа проблемы человека и власти в творчестве нашего современника – выдающегося писателя XX в. А. И. Солженицына. В мудрых книгах, подобных повести “Один день Ивана Денисовича”, на разных уровнях встает образ нашей страны, ее трагическая история XX в., омраченная преступлениями против личности, завоевавшей и отстоявшей великое счастье свободы.
Своими книгами А. И. Солженицын приоткрыл завесу и заставил задуматься о будущем.
Проблема человека и власти в Советском государстве становится особенно острой уже в конце 20-х годов XX века – в годы, когда государство явно приобретает черты тоталитарного. Об этом пишут А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, но немногое из написанного ими в те годы тогда же увидело свет. Солженицын вошёл в литературу с этой темой внезапно, первопроходцем. В 1962 году появился «Новый мир» с повестью «Один день Ивана Денисовича», в 1963-м – с рассказом «Матрёнин двор». Имя автора было неизвестным для широкой публики, но сразу же стало ясно, что писатель продолжает лучшие гуманистические традиции русской литературы. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана на автобиографическом материале, события показаны глазами человека, вышедшего «оттуда», и, по словам Твардовского, это был «документ искусства».
Тысячи людей, как и Иван Денисович Шухов, герой повести, были репрессированы безвинно. Он воевал, попал в окружение, затем в плен. Как смелый человек, Шухов бежит из плена, но, когда он чистосердечно в этом признаётся, его отправляют в лагерь, теперь уже в советский. Его обвинили в шпионаже, будто бы он выполнял задание немецкой разведки, и даже следователь не смог придумать, какое именно задание. Логика был в плену – значит, предатель. Вернулся назад – значит, с каким-то умыслом. Десять лет лагерей, унижения, тяжёлой работы в жесточайших условиях – это обычная история для того времени, для периода сталинского беззакония и насилия. Но главное в этих условиях то, во что превращали заключённых и с какой целью. Сломить человека можно, пробудив в нём первобытные инстинкты, заставив забыть о человеческом достоинстве. Целая система унижений, наказаний была разработана властями. Власти была нужна рабочая сила, нерассуждающая, покорно подчиняющаяся – ей не нужны независимые, самостоятельные люди. Изнурительный труд, существование впроголодь, жёсткое регламентирование всех сторон жизни – всё это быстро выбивало людей из привычного самосознания. Для особо строптивых – ледяной карцер без горячей еды, избиения. И человек либо ломается, как бывший начальник Фетюков, теперь подбирающий окурки и вылизывающий миски, либо при как Шухов. Он, крестьянин, любящий труд и умеющий работать, всегда может заработать на кусок хлеба: сшить тапочки или рукавицы, занять очередь за посылкой, «закосить» в обед лишнюю миску каши. Он научился выживать в этих условиях, противопоставляя в душе себя – «им», власти. Он не протестует, понимая бесперспективность этого протеста и осуждая недавно заключённого в лагерь морского офицера Буйновского за его протест. Он сочувствует Буйновскому за то, что тот ещё «не умеет» жить в лагере, но у него уже нет веры в то, что свято для Буйновского: справедливость Советской власти, её принципы, которые здесь, в лагере, якобы поруганы. Когда Шухов обсуждает с кавторангом, в какое именно время солнце стоит в зените, Буйновский ссылается на «декретное время»: по декрету Советской власти «Солнце выше всего в час стоит». И Шухову дико: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» «Ихнее» для Шухова – всё то, что стоит за конвоирами, надзирателями, следователями, тот чуждый ему мир, из которого он выброшен. Иван Денисович даже не думает о завтрашнем дне – он в нём не уверен, «отвык» думать. И у него нет надежды на счастливое возвращение, напротив, он боится, что ему добавят срок по окончании прежнего. Беззаконие стало системой, сделавшей Россию страной, лишенной свободы. Тех, кто сохранил в себе живую душу, этот режим стремится оттолкнуть за предел человеческого существования – чаще всего в лагерь, как об этом рассказывает Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича», в романе «В круге первом», в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Либо власть устраивает такую жизнь, что человек в ней никому не нужен, ведёт нищенское существование, как Матрёна Васильевна, героиня рассказа «Матрёнин двор». Власть по своей сущности враждебна человеку, бюрократии не нужна живая душа человека, сохранившего в себе нравственные законы. Это ярко и наглядно демонстрирует А.И. Солженицын в своих произведениях.
Объяснение: