название романа «капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о пугачеве, о восстании пугачева, о его движении. в пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. а пушкин хотел рассказать о пугачеве, как о человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь , то роман не разрешат печатать. и этой стала маша миронова, гринев и их любовь. название подходящее – «капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о пугачевском бунте. а. с. пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.
а теперь поговорим о самом пугачеве. «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». это портрет пугачева при его первой встрече с гриневым. а вот одеяние пугачева как мятежника и бунтовщика: «… на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». по его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
пугачев – хороший военный организатор. он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. пугачев участвовал в семилетней войне с пруссией, а позже - в -турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
трусливый народ сделался перед пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. смелые люди (гринев, капитан миронов, жена миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед пугачёвым. но всё–таки большинство народа ненавидело пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
качества пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, - это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. хитрость ему выдать себя за «чудесно спасшегося» императора петра iii, для того чтобы легче было начать восстание. ненависть пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. о военном таланте сказано выше.
но пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. это доказывает поступок, когда он не повесил гринева, но еще и отпустил его: «…казнить так, казнить, миловать так, миловать. ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет гринева и машу: «… казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! »
речь пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. по его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. а теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». речь пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «как ты смел, противиться мне, своему присягай, - сказал ему пугачев, - государю петру федоровичу! » он говорил, ка государь страны величаво и гордо: «… ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) ты крепко передо мной виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель…» здесь от речи дорожника и следа уже нет.
мое отношение к пугачеву безразлично. мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не богом, мог судить, кто прав, кто виноват. я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. но пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может маша и гринев так и не были бы вместе, потому что швабрин был на их пути. пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?
Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто? Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги. Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь.. . Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!. . Двинься, покажись, пролейся, злая туча.. . И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".) Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер) , мчатся (облака) ; (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень) ; (молнии) слепят, стреляет (гром).. . Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака) , рьяный (ливень) ; (стреляет) как из пушки.. .
Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", - говорит он).. . Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один.. . один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен. ) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение? Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши.. . Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства: Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа.. . Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них.. . При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...) , но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби". Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).
название романа «капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о пугачеве, о восстании пугачева, о его движении. в пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. а пушкин хотел рассказать о пугачеве, как о человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь , то роман не разрешат печатать. и этой стала маша миронова, гринев и их любовь. название подходящее – «капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о пугачевском бунте. а. с. пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.
а теперь поговорим о самом пугачеве. «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». это портрет пугачева при его первой встрече с гриневым. а вот одеяние пугачева как мятежника и бунтовщика: «… на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». по его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
пугачев – хороший военный организатор. он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. пугачев участвовал в семилетней войне с пруссией, а позже - в -турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
трусливый народ сделался перед пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. смелые люди (гринев, капитан миронов, жена миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед пугачёвым. но всё–таки большинство народа ненавидело пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
качества пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, - это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. хитрость ему выдать себя за «чудесно спасшегося» императора петра iii, для того чтобы легче было начать восстание. ненависть пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. о военном таланте сказано выше.
но пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. это доказывает поступок, когда он не повесил гринева, но еще и отпустил его: «…казнить так, казнить, миловать так, миловать. ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет гринева и машу: «… казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! »
речь пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. по его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. а теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». речь пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «как ты смел, противиться мне, своему присягай, - сказал ему пугачев, - государю петру федоровичу! » он говорил, ка государь страны величаво и гордо: «… ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) ты крепко передо мной виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель…» здесь от речи дорожника и следа уже нет.
мое отношение к пугачеву безразлично. мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не богом, мог судить, кто прав, кто виноват. я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. но пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может маша и гринев так и не были бы вместе, потому что швабрин был на их пути. пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?
подробнее - на -
Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.
Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь.. .
Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!. . Двинься, покажись, пролейся, злая туча.. .
И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".)
Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер) , мчатся (облака) ; (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень) ; (молнии) слепят, стреляет (гром).. .
Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака) , рьяный (ливень) ; (стреляет) как из пушки.. .
Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", - говорит он).. .
Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один.. . один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен. ) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши.. .
Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть
Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа.. .
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них.. .
При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...) , но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби".
Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).