Полный ответ) 1) показать истинную народность восстания, многонациональность. пушкин создает представление о широкой социальной базе движения, стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий, которое и к массовому восстанию в 1774 – 1775 гг. пушкин глубоко и верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в поволжье и на юге урала и к крестьянской войне 1773–1775 годов. причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении народностей юга урала. пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. это движение угнетенных масс, указывает пушкин, встретило широчайшую поддержку в народе. где бы ни появлялся пугачев, его всегда радостно встречает народ. 2) обличение жестокости царизма (правительственных войск) 3) показ гринева накануне грозных событий. прежде чем ввести в повествование исполинскую фигуру пугачева, пушкин “накоротке”, “ образом” знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений о жизни. толчок к нравственному возмужанию – эпизод допроса изувеченного башкирца, вызвавший у молодого офицера отвращение к жестокости и бесчеловечию. в главе «пугачевщина» (в окончательном тексте романа) рассказывается, что «схвачен был башкирец с возмутительными листами» . затем следует допрос башкирца с применением пытки, причем оказывается, что за участие в восстании 1741 года у него не только были отрезаны царскими усмирителями нос и уши, но и вырезан язык. не удивительно, что в следующей же главе («приступ» ) именно этот самый башкирец вешает допрашивавшего его накануне коменданта белогорской крепости капитана миронова.сокращеный ) показать истинную народность восстания, многонациональность.
В“ одного города” ярко выражены жанровые черты политического памфлета. это заметно уже в “описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения глупова. в этом ряду стоит и градоначальник прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства. приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск. чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно заслуживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. показывая образы градоначальников глупова, салтыков-щедрин часто описывает настоящих правителей россии, со всеми их недостатками. в глуповских градоначальниках можно без труда узнать и а. меншикова, и петра i, и александра i, и петра iii, и аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе угрюм-бурчеева, правившего в самое трагическое время существования глупова. но сатира щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. в этой своей серости и невежестве простой гражданин глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. и нигде салтыков-щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в “ одного города”. в одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими . причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. таким народом он просто отказывается , лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. таким образом салтыков-щедрин показывает бездеятельность правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. сатира салтыкова-щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. с особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной брудастому-органчику. этот градоначальник день и ночь писал “все новые и новые понуждения”, по которым “хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали”. с глуповцами он объяснялся только при двух реплик: “разорю! ” и “не потерплю! ”. именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. но апофеозом начальственного идиотизма является в “ одного города” угрюм-бурчеев. это самая зловещая фигура во всей галерее глуповских градоначальников. салтыков-щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. главная цель всех его “трудов” - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. по его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. налетевший смерч уносит угрюм-бурчеева. такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками салтыкова-щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева. эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может огромной страной. конечно, произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить.источник: