Славяне с древних времен относились с глубоким почтением и даже благоговением к книге, грамоте, чтению. В давние времена даже существовал особый культ книги. Издания очень бережно хранили, относились к ним как к великой ценности и даже святыне. Отчасти это объясняется тем, что в древности на произведение одной книги уходили месяцы, так как каждое издание выполнялось вручную. Большое значение имеет и стоимость материалов, украшение книг – их старались сделать красивыми, часто украшали драгоценными камнями и металлами, ручной росписью и т.д.Очень интересное отношение прослеживалось не только к книгам, но и к грамотным людям. Считалось, что человек, умеющий читать, имеющий доступ к огромному кладезю знаний, может «общаться» с великими писателями, постигать вековую мудрость. Грамотный человек среди остальных людей считался самым честным и авторитетным. К человеку, умеющему читать, приходили за советом, просили прислушивались к его мнению и считали своеобразной «универсальной энциклопедией знаний».Очень интересной тенденцией, подтверждающей то, что литература занимала достаточно важное место в культуре славян Древней Руси, является поведение людей во время пожаров. Как только появлялась угроза сохранности имущества и жилья, в первую очередь собственная жизнь, дети и книги. При этом игнорировались предметы быта, одежда, мебель и т.д именно книги как источник знаний и кладезь вековой мудрости народа.То же самое касается и поведения людей во время различных катастроф, войн и т.д. Русские летописцы рассказывают о том, что в 1382 году при приближении Тохтамыша москвичи в первую очередь прятали книги, до отказа заполняя ими каменные церкви, надеясь, что там они останутся сохранными и их не тронет пожар или завоеватели.В семьях книги передавали от поколения к поколению как самое большое сокровище, книги упоминались в завещании, их дарили на памятные даты. К книгам не допускали детей, боясь, чтобы они не испортили дорогие издания. Зато, когда ребенку по достижении определенного возраста позволялось взять в руки книгу, он чувствовал себя взрослым и зрелым, с радостью и благоговением читал. Это много значило и для воспитания детей, которым с самых малых лет привали уважение к книге и любовь к чтению.Это уже потом, постепенно отношение к книге начала меняться. Ее начали воспринимать не как кладезь знаний, а как атрибут образованного человека, а со временем тенденция переросла в полное равнодушие к литературе у современного поколения. Сегодня стихи любимому не порадуют, а, скорее, удивят и насмешат, а произведения классиков, несмотря на изучение в школе, не знает практически половина населения.Многие книги древности дошли до сегодняшнего дня именно благодаря тому, что их тщательно оберегали и хранили как зеницу ока, в первую очередь во время различных событий. А что дойдет до следующих поколений от современной эпохи, неизвестно – вряд ли хоть один сайт литературы будет хранить книги, а в домах жителей разных стран сегодня можно найти разве что глянцевые журналы.
Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX в. вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам Н. К. Никольского, посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг XI – XVIII в. в. в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тыс. По мнению же академика Д. С. Лихачева этот подсчет более чем скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. "...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества. Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв. , за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку".
"...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв. , за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку".