Самое романтическое томление имеет своим истоком не одни лишь отвлеченно философские взгляды Толстого, но и то его социальное самочувствие, в частности, понимание, что жизнь социально близких ему слоев русского общества пуста и бессодержательна. В стихотворениях Толстого нередки мотивы неприятия окружающей действительности. Чужой поэту «мир лжи» (стихотворение «Я вас узнал, святые убежденья...» ) и «пошлости» («Минула страсть, и пыл ее тревожный...») , терзающий его душу «житейский вихрь» («Не ветер, вея с высоты...» ) Стихотворение написано в 1851 году. В ту же зиму 1850—1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной, она знала много иностранных языков и обладала, повидимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года. Поэтическая практика Толстого связана с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, и поэтому тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях. Другой мотив поэзии Толстого также связан с одним из положений романтической философии — о любви как некоем божественном мировом начале, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной любви. Этот мотив нашел свое отражение и в ряде лирических стихотворений Толстого.
Одна древняя барыня, которая жила в Москве, взяла из деревни немого крестьянина по имени Герасим и обусловила его дворником. Герасиму поначалу было плохо в городке, но позже он привык и аккуратненько делал свою работу. Посреди дворни была прачка Татьяна, дама забитая и безответная. Герасим полюбил Татьяну, ухаживал за ней и желал посвататься.
Но барыне вздумалось женить Татьяну на запивохе Капитоне. Герасим не переносил опьяненных, и Татьяну подговорили пройтись по двору, притворившись опьяненной. Герасим толкнул Татьяну к Капитону, после этого желание барыни исполнилось. Через год Капитон спился, и его выслали в деревню вкупе с супругой.
Герасиму было горько, но он выручил из реки малеханького щенка, выкормил его и привязался к нему всей душой. Собаку окрестили Муму. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом. В один прекрасный момент барыня увидела собаку и повелела привести ее в комнаты. Когда барыня протянула к ней руку, Муму зарычала. Барыня отдала приказ, чтоб сейчас же собаки не было во дворе. Степан, слуга, похитил собаку и продал ее. Герасим находил ее некоторое количество дней, позже Муму сбежала и вернулась к Герасиму. Барыня выяснила об этом и опять отдала приказ ее удалить из дома. Дворецкий повелел Герасиму удавить Муму. Герасим утопил свою собаку, возвратился в дом, собрал свои вещи и пешком ушел из Москвы в свою деревню. Барыня поначалу повелела его возвратить, но позже изменила свое желание. Скоро она погибла. Герасим остался жить в деревне бобылем.
Стихотворение написано в 1851 году.
В ту же зиму 1850—1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной, она знала много иностранных языков и обладала, повидимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.
Поэтическая практика Толстого связана с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, и поэтому тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях.
Другой мотив поэзии Толстого также связан с одним из положений романтической философии — о любви как некоем божественном мировом начале, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной любви.
Этот мотив нашел свое отражение и в ряде лирических стихотворений Толстого.
Но барыне вздумалось женить Татьяну на запивохе Капитоне. Герасим не переносил опьяненных, и Татьяну подговорили пройтись по двору, притворившись опьяненной. Герасим толкнул Татьяну к Капитону, после этого желание барыни исполнилось. Через год Капитон спился, и его выслали в деревню вкупе с супругой.
Герасиму было горько, но он выручил из реки малеханького щенка, выкормил его и привязался к нему всей душой. Собаку окрестили Муму. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом. В один прекрасный момент барыня увидела собаку и повелела привести ее в комнаты. Когда барыня протянула к ней руку, Муму зарычала. Барыня отдала приказ, чтоб сейчас же собаки не было во дворе. Степан, слуга, похитил собаку и продал ее. Герасим находил ее некоторое количество дней, позже Муму сбежала и вернулась к Герасиму. Барыня выяснила об этом и опять отдала приказ ее удалить из дома. Дворецкий повелел Герасиму удавить Муму. Герасим утопил свою собаку, возвратился в дом, собрал свои вещи и пешком ушел из Москвы в свою деревню. Барыня поначалу повелела его возвратить, но позже изменила свое желание. Скоро она погибла. Герасим остался жить в деревне бобылем.