нимание! Предварительный слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа загрузите полную версию.
В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года – историческое событие национального и европейского значения. Этой дате посвящены многие мероприятия, которые проводятся как в нашей стране, так и в европейских странах – участницах тех великих событий. Именно поэтому роман Л.Н. Толстого становится ближе и понятнее современным десятиклассникам.
Немаловажную роль в изучении столь масштабного произведения играет анализ отдельных образов и эпизодов. На мой взгляд, наиболее показательным среди персонажей второго плана является Петя Ростов.
Цель урока: определение значения войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.
Задачи урока: проанализировать эпизоды романа, в которых представлен Петя Ростов; развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждая ее текстовым материалом нравственному воспитанию обучающихся.
Оборудование: текст романа, презентация к уроку, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На уроках мы с вами подробно рассмотрели образы главных героев романа-эпопеи, но рядом с ними на страницах произведения – огромное количество второстепенных персонажей, о которых не принято говорить подробно, а их образы не менее значимы для понимания содержания и идейного своеобразия «Войны и мира». Тема сегодняшнего урока: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (образ Пети Ростова на страницах романа «Война и мир»). (Презентация, слайд № 2).
2. Мотивационный этап урока.
Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» [1]. Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Презентация, слайд № 3).Согласны ли вы с этой мыслью? Какое впечатление произвел на вас этот герой? (Краткие ответы учащихся). Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать во на которые нам необходимо ответить в ходе урока. (Презентация, слайд № 4).
3. Изучение нового материала.
В своей статье «Портрет Пети Ростова» Н.Г. Долинина, русская писательница, так представила героя романа: «… мы видели его с первых страниц: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый во о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький…» [3]. Каким Вам представляется маленький Петя? Достаточно ли той информации, что даёт нам Толстой о нём, чтобы создать полноценный образ Пети-ребёнка? (Презентация, слайд № 5). В каких эпизодах начинает раскрываться характер Пети Ростова? Какие черты характера присущи ему? (Презентация, слайд № 6).
4. Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова». Работа в группах. (Презентация, слайд № 7).
Класс делится на четыре группы по пять человек. Каждая группа получает карточки с во Во я сформулировала, опираясь на УМК «Вокруг тебя - Мир» [2]).
1 группа: Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.
Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
Какие поступки Пети выдают его детскость?
Почему Петя пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?
2 группа: Петя Ростов в разведке с Долоховым.
Почему Петя в разведку?
Как ведёт себя мальчик в стане французов?
Какое впечатление производит Петя на Долохова? Почему он
ответ:Васютка - герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Ему 13 лет. Его отец - бригадир рыболовецкой бригады, и Васютка живет с родителями и дедом на берегу Енисея. Он с нетерпением ждет 1 сентября, а пока сам находит себе занятие: снабжает рыбаков кедровыми орехами, за которыми с каждым днем приходится все дальше и дальше заходить в тайгу. Увлекшись погоней за подраненным им глухарем, Васютка потерял из виду затеси (зарубки на деревьях) и понял, что заблудился.
Любой бы на его месте впал бы в отчаяние. И Васютка не исключение. Он то беспорядочно метался по тайге, пытаясь найти знакомые места, то впадал в оцепенение. Но мальчик победил свой страх, занявшись хлопотами. Он вспомнил рассказы старших, собрал дров для костра, испек в золе глухаря, обеспечил теплый ночлег. Слезы не раз подступали к нему, но он собирал волю в кулак и думал, что можно сделать в его положении.
Васютка любил и понимал тайгу, знал различные приметы и пытался найти выход. Стороны света определил по разнице в количестве веток . И не побоялся сменить первоначальное решение. Сначала он хотел идти на юг - в этом направлении был его дом. Но компаса у него не было, он рассудил, что может отклониться и забрести в глухую тайгу . Если же идти на север, то тайга через 100 км закончится, начнется тундра. И он пошел на север.
Ему еще не раз пришлось менять план. Наблюдательный Васютка заметил пучки травы во мху, а он знал, что это значит - рядом вода. Так он вышел к богатому рыбой озеру. Сообразив, что рыба-то не озерная, а речная, что она была бы хорошей находкой для отцовской бригады, Васютка стал уже думать о протоке. Не только как о пути но и как возможности водного сообщения озера с Енисеем.
Васютке было холодно, он промок под дождем, но парнишка терпеливо переносил трудности и верил, что дойдет. Наплывавшие мысли о неудаче он отгонял и шел вперед из последних сил, боясь даже метров на 200 отойти от русла, хотя там легче было бы идти.
И он вышел к Енисею! Даже то, что пароход мимо, не слишком его расстроило пришлось заночевать на берегу - четвертую ночь своих скитаний. Утром его подобрал рыболовецкий катер и доставил домой. Оказалось, что Васютка спустился на 60 км ниже по реке.
Конечно, то, что Васютка таежный житель, что он метко стреляет и может развести костер в сырую погоду с одной спички - а они, как и патроны, на счет у него были! - сыграло свою роль. Но это - не главное. Его твердость характера, умение мобилизовать свои силы, анализировать обстановку. Васютка проявил упорство, трудолюбие, навыки настоящего таежника. А тайга хлипких не любит!
Поэтому два дня спустя он снова пошел к озеру - показать путь отцовской бригаде. Когда рыбаки увидели озеро, они тут же назвали его Васюткиным. А потом это название было уже и на районной карте. И Васютка заслужил такое уважение. Он не только сам выбрался, но и большую пользу обществу принес, сумев оценить и богатства озера, и проходимость пути к нему.
За время своих приключений Васютка стал взрослым, потеряв мальчишескую легкомысленность и самонадеянность, а приобрел серьезность и веру в себя.
нимание! Предварительный слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа загрузите полную версию.
В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года – историческое событие национального и европейского значения. Этой дате посвящены многие мероприятия, которые проводятся как в нашей стране, так и в европейских странах – участницах тех великих событий. Именно поэтому роман Л.Н. Толстого становится ближе и понятнее современным десятиклассникам.
Немаловажную роль в изучении столь масштабного произведения играет анализ отдельных образов и эпизодов. На мой взгляд, наиболее показательным среди персонажей второго плана является Петя Ростов.
Цель урока: определение значения войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.
Задачи урока: проанализировать эпизоды романа, в которых представлен Петя Ростов; развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждая ее текстовым материалом нравственному воспитанию обучающихся.
Оборудование: текст романа, презентация к уроку, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На уроках мы с вами подробно рассмотрели образы главных героев романа-эпопеи, но рядом с ними на страницах произведения – огромное количество второстепенных персонажей, о которых не принято говорить подробно, а их образы не менее значимы для понимания содержания и идейного своеобразия «Войны и мира». Тема сегодняшнего урока: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (образ Пети Ростова на страницах романа «Война и мир»). (Презентация, слайд № 2).
2. Мотивационный этап урока.
Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» [1]. Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Презентация, слайд № 3).Согласны ли вы с этой мыслью? Какое впечатление произвел на вас этот герой? (Краткие ответы учащихся). Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать во на которые нам необходимо ответить в ходе урока. (Презентация, слайд № 4).
3. Изучение нового материала.
В своей статье «Портрет Пети Ростова» Н.Г. Долинина, русская писательница, так представила героя романа: «… мы видели его с первых страниц: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый во о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький…» [3]. Каким Вам представляется маленький Петя? Достаточно ли той информации, что даёт нам Толстой о нём, чтобы создать полноценный образ Пети-ребёнка? (Презентация, слайд № 5). В каких эпизодах начинает раскрываться характер Пети Ростова? Какие черты характера присущи ему? (Презентация, слайд № 6).
4. Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова». Работа в группах. (Презентация, слайд № 7).
Класс делится на четыре группы по пять человек. Каждая группа получает карточки с во Во я сформулировала, опираясь на УМК «Вокруг тебя - Мир» [2]).
1 группа: Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.
Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
Какие поступки Пети выдают его детскость?
Почему Петя пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?
2 группа: Петя Ростов в разведке с Долоховым.
Почему Петя в разведку?
Как ведёт себя мальчик в стане французов?
Какое впечатление производит Петя на Долохова? Почему он
ответ:Васютка - герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Ему 13 лет. Его отец - бригадир рыболовецкой бригады, и Васютка живет с родителями и дедом на берегу Енисея. Он с нетерпением ждет 1 сентября, а пока сам находит себе занятие: снабжает рыбаков кедровыми орехами, за которыми с каждым днем приходится все дальше и дальше заходить в тайгу. Увлекшись погоней за подраненным им глухарем, Васютка потерял из виду затеси (зарубки на деревьях) и понял, что заблудился.
Любой бы на его месте впал бы в отчаяние. И Васютка не исключение. Он то беспорядочно метался по тайге, пытаясь найти знакомые места, то впадал в оцепенение. Но мальчик победил свой страх, занявшись хлопотами. Он вспомнил рассказы старших, собрал дров для костра, испек в золе глухаря, обеспечил теплый ночлег. Слезы не раз подступали к нему, но он собирал волю в кулак и думал, что можно сделать в его положении.
Васютка любил и понимал тайгу, знал различные приметы и пытался найти выход. Стороны света определил по разнице в количестве веток . И не побоялся сменить первоначальное решение. Сначала он хотел идти на юг - в этом направлении был его дом. Но компаса у него не было, он рассудил, что может отклониться и забрести в глухую тайгу . Если же идти на север, то тайга через 100 км закончится, начнется тундра. И он пошел на север.
Ему еще не раз пришлось менять план. Наблюдательный Васютка заметил пучки травы во мху, а он знал, что это значит - рядом вода. Так он вышел к богатому рыбой озеру. Сообразив, что рыба-то не озерная, а речная, что она была бы хорошей находкой для отцовской бригады, Васютка стал уже думать о протоке. Не только как о пути но и как возможности водного сообщения озера с Енисеем.
Васютке было холодно, он промок под дождем, но парнишка терпеливо переносил трудности и верил, что дойдет. Наплывавшие мысли о неудаче он отгонял и шел вперед из последних сил, боясь даже метров на 200 отойти от русла, хотя там легче было бы идти.
И он вышел к Енисею! Даже то, что пароход мимо, не слишком его расстроило пришлось заночевать на берегу - четвертую ночь своих скитаний. Утром его подобрал рыболовецкий катер и доставил домой. Оказалось, что Васютка спустился на 60 км ниже по реке.
Конечно, то, что Васютка таежный житель, что он метко стреляет и может развести костер в сырую погоду с одной спички - а они, как и патроны, на счет у него были! - сыграло свою роль. Но это - не главное. Его твердость характера, умение мобилизовать свои силы, анализировать обстановку. Васютка проявил упорство, трудолюбие, навыки настоящего таежника. А тайга хлипких не любит!
Поэтому два дня спустя он снова пошел к озеру - показать путь отцовской бригаде. Когда рыбаки увидели озеро, они тут же назвали его Васюткиным. А потом это название было уже и на районной карте. И Васютка заслужил такое уважение. Он не только сам выбрался, но и большую пользу обществу принес, сумев оценить и богатства озера, и проходимость пути к нему.
За время своих приключений Васютка стал взрослым, потеряв мальчишескую легкомысленность и самонадеянность, а приобрел серьезность и веру в себя.
Объяснение: