Комедия н. в. гоголя "ревизор" имеет своеобразный характер драматургического конфликта. в ней нет ни героя идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. чиновники сами обманывают себя, навязывая хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти той же чиновничьей касты ? легковесный, но претенциозный человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством применяться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения."он - как вода, принимающая форму любого сосуда", - замечает ю. манн.по своему служебному положению хлестаков занимает самую скромную ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор, чиновник самого низкого класса. ничего он не выслужил, все прокутил, и теперь отец его требует домой, в саратовскую губернию. остановка в уездном городе у него вынужденная: все деньги проиграны, но даже затруднительное положение не может заставить хлестакова всерьез задуматься над чем либо. ничего он не понимает во время встречи с городничим: обороняется жалобами на трактирщика, горячится, нелепо и смешно гневается, прикрывая свой страх и растерянность. а после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого наконец то оценили по достоинству.посетив богоугодное заведение, где хлестаков великолепно позавтракал, он пребывал на верху блаженства. "обрываемый и обрезываемый доселе во всем… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь.". усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого "пустейшего" человечка, что рисовалось в его нелепых мечтах. жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: "ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия", это еще и предел всех стремлений правящего круга этой губернии: все блага приобретаются уже потому, что ты есть и ты этого хочешь.