Пьер безухов встречается нам в первой части первого тома в 5-6 главах. его другом детства был андрей им нравилось общество друг друга, не смотря на то, что они совершенно разные люди. в начале романа пьер производит на нас впечатление неуклюжево человека. пьер постоянно находится в поисках себя, он прибывает в сметениях по поводу того, кем ему стать: философом или оратором. иными жизненными путями шел пьер безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя андрея. «для чего жить и что такое я? что такое жизнь, что смерть? » – пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. в начале романа, на вечере у анны павловны шерер, пьер защищает идеи французской революции, восхищается наполеоном, желает то «произвести республику в россии, то самому быть » . не найдя еще смысла жизни, пьер мечется, совершает ошибки. достаточно вспомнить с медведем, вызвавшую в свете много шума. но самой крупной ошибкой, совершённой пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице элен курагиной. дуэль с долоховым открыла пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно. поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. он страстно желает «переродить порочный род человеческий» . в учении масонов пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви» , поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «и только теперь, когда я.. стараюсь.. жить для других, только теперь я понял все счастье жизни» . но пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. толстой, рассказывая о деятельности пьера в имении, иронизирует над любимым героем.
Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. в поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства» , предшественник старших символистов к. и брюсова, а. а. фет, судьба которого складывалась весьма трагично и нелегко. его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. в 1850е годы фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. в это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. одним из таких стало лирическое произведение «зреет рожь над жаркой нивой… » изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. в этом проявляется свойственная фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение . масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. с одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: « зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы…» . с другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой» ; в стихотворении охватывается большое открытое пространство, бесконечные дали : «но широко в область ночи день объятия раскинул» ; « над безбрежной жатвой хлеба…» . хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности. краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы» - золотой цвет это как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует яркий перифраз, в котором заключено и символическое восприятие « огнедышащее око» . солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит» - символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом словосочетания.