Пушкин открыл события шестидесятилетней давности, как Колумб открыл Америку. Пугачевский бунт обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, А. С. Пушкин написал: “Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало”. “Капитанская дочка” - роман, а не историческое исследование. История в “Капитанской дочке” - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей страны, народа. Как человеку сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью? К роману «Капитанская дочка» в черновиках есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну, а может быть, внуку: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.» Понятно, что такие строки Пушкин не мог сдать в цензурный комитет. Но мы имеем возможность их прочесть и принять завет Гринева как послание великого поэта потомкам, как назидание в собственной жизни. Трагедия власти – в ее неправедности. «Помазанника Божьего» удерживает в границах мирового порядка сам Господь; тиран и самозванец существуют в непрерывном страхе. Мужик служит барину, но барин его боится. Народ служит власти, но власть – перед ним трепещет. Вся «уваровская триада» – по Пушкину – пронизана террором. Противостоять ему могут только неистребимые ростки человечности, пока и поскольку могут еще подавать сигналы любви каждому человеческому сердцу. Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия. В день, когда была завершена «Капитанская дочка»,на встрече с друзьями-лицеистами Пушкин прочитал свое стихотворное послание к ним : « Была пора:наш праздник молодой…» Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то Славы, то Свободы, То Гордости багрила алтари. Величественная картина европейской и русской истории первой четверти девятнадцатого века,созданная в послании,-своеобразный поэтический «эпилог» к роману о бессмысленном и беспощадном «русском бунте»,который по убеждению Пушкина,не должен повториться в России.
“Капитанская дочка” - роман, а не историческое исследование. История в “Капитанской дочке” - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей страны, народа. Как человеку сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью?
К роману «Капитанская дочка» в черновиках есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну, а может быть, внуку:
«Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.»
Понятно, что такие строки Пушкин не мог сдать в цензурный комитет. Но мы имеем возможность их прочесть и принять завет Гринева как послание великого поэта потомкам, как назидание в собственной жизни.
Трагедия власти – в ее неправедности. «Помазанника Божьего» удерживает в границах мирового порядка сам Господь; тиран и самозванец существуют в непрерывном страхе. Мужик служит барину, но барин его боится. Народ служит власти, но власть – перед ним трепещет. Вся «уваровская триада» – по Пушкину – пронизана террором. Противостоять ему могут только неистребимые ростки человечности, пока и поскольку могут еще подавать сигналы любви каждому человеческому сердцу.
Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.
В день, когда была завершена «Капитанская дочка»,на встрече с друзьями-лицеистами Пушкин прочитал свое стихотворное послание к ним : « Была пора:наш праздник молодой…»
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Величественная картина европейской и русской истории первой четверти девятнадцатого века,созданная в послании,-своеобразный поэтический «эпилог» к роману о бессмысленном и беспощадном «русском бунте»,который по убеждению Пушкина,не должен повториться в России.