Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с "глухой каменной норой", мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться "на волю, в широкий мир". Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении "тлена и хлама". Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.
Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.
Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться "из душного города в поле, на свет". Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения.. "В начале было Слово, и слово было Бог", — говорит великая книга. Но герой возражает: "Я слово не могу так высоко ценить". Он с уверенностью заменяет текст: "Деяние — начало бытия". И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, "...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием". Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.
Сюжет повести — сложная интрига, объединяющая несколько сюжетных линий.
Сотник Никита Забрёха (укр. Микита Забрьоха) должен был участвовать в Черниговском походе со своей сотней, но писарь Пистряк, который сам хотел стать сотником, обманул Забрёху. Он убедил Никиту Уласовича, что в Конотопе есть дела поважнее. Этим важным делом оказалась охота на ведьм.
Они начали «проверять женщин водой»: кидать их в глубокую речку, та что не утонет — ведьма. Явдоха Зубиха оказалась ведьмой.
Она решила наказать сотника и писаря. Вместо того, чтоб поженить сотника с хорунжевной Еленой (Оленою), как и обещала, поженила его с кривой и рябой, а писаря с бедной девушкой (наймичкою). Елена же вышла замуж за Демьяна, которого любила.
Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с "глухой каменной норой", мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться "на волю, в широкий мир". Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении "тлена и хлама". Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.
Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.
Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться "из душного города в поле, на свет". Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения.. "В начале было Слово, и слово было Бог", — говорит великая книга. Но герой возражает: "Я слово не могу так высоко ценить". Он с уверенностью заменяет текст: "Деяние — начало бытия". И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, "...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием". Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.
Сюжет повести — сложная интрига, объединяющая несколько сюжетных линий.
Сотник Никита Забрёха (укр. Микита Забрьоха) должен был участвовать в Черниговском походе со своей сотней, но писарь Пистряк, который сам хотел стать сотником, обманул Забрёху. Он убедил Никиту Уласовича, что в Конотопе есть дела поважнее. Этим важным делом оказалась охота на ведьм.
Они начали «проверять женщин водой»: кидать их в глубокую речку, та что не утонет — ведьма. Явдоха Зубиха оказалась ведьмой.
Она решила наказать сотника и писаря. Вместо того, чтоб поженить сотника с хорунжевной Еленой (Оленою), как и обещала, поженила его с кривой и рябой, а писаря с бедной девушкой (наймичкою). Елена же вышла замуж за Демьяна, которого любила.