а начало этой традиции следует отнести к пятидесятым прошлого века тогда почти одновременно выходят в свет "детство" (а затем "отрочество" и "юность") льва толстого, "семейная хроника" и "детские годы багрова внука" с т аксакова они стали событиями тогдашней жизни примечательна такая деталь - для льва толстого это был дебют, ему было тогда 24 года, в то время как аксакову уже перевалило за 60 уже при своем рождении в этот жанр как бы подчеркнул, что ему "все возрасты покорны"
первые повести льва толстого позволили н чернышевскому сделать проницательный вывод "две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства всегда останутся существенными чертами его таланта " а герцен по поводу произведений аксакова заметил, что они "узнать наше неизвестное прошедшее"
традиция этого жанра была продолжена затем "пошехонской стариной" м е салтыкова-щедрина, позднее - "детством темы" н. гарина-михайловского, "детством никиты" а толстого в 1913 году появляется "детство" м. горькогопервая часть его автобиографической трилогии. это было принципиально новым явлением в традиции о детстве. до сих пор в них повествовалось о благополучном детстве, детстве счастливом, где господствуют любовь и у горького все начиналось со страшной картины: на полу полутемной тесной комнаты лежит мертвый отец. рядом - мать. внезапно у матери начинаются роды. тут же - на а затем приезд в нижний, в семью дегда и тогда началась для маленького алеши пешкова обильная "жестокостью темная жизнь" "неумного племени". теперь в центре произведения не радости детства, не счастливое открытие светлого мира, а наоборот ужасы "свинцовых мерзостей", окружавшие ребенка из городских
но не только кошмар растоптанного социальной несправедливостью детства изображал писатель. горький одновременно раскрыл и другое; как сквозь пласт насилия и невежества, нищеты и издевательств над человеком "все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе, человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой".
этот горьковский принцип изображения жизни народа во всей беспощадной правдивости и в то же время с твердой верой в творческую мощь народа и его стремление к свободе станет одним из краеугольных камней новой советской , станет ее традицией. она, эта традиция, была продолжена и развита в произведениях к. паустовского, в. катаева, в. смирнова и других писателей, но особенно - уф. гладкова.
о творческом претворении горьковской традиции в автобиографических повестях ф. гладкова написано немало специальных работ, и читатель легко может с ними познакомиться. подчеркнем, однако, ч го это было не ученическое, а творческое, т. е. художественно-самостоятельное развитие писателем того, что было открыто горьким. в "повести о детстве" совершенно новый, неисследованный пласт народной жизни - детство деревенского мальчика из бедной семьи в последние годы прошлого века. и это не город, как у горького, а далекая деревня в глубине тогдашней саратовской губернии. напомним читателю некоторые факты из творческой биографии художника.
федор васильевич гладков, - один из зачинателей советской , автор многих и многих книг, сыгравших видную роль в духовной жизни нашего общества.
писатель родился в 1883 году в саратовской губернии в селе чернавка (ныне оно входит в пензенскую область). в старых, прошлого века, указателях стояло: с. чернавка. дворов - 67, душ - 252. мы потому напоминаем эти детали, что они имеют самое непосредственное отношение к "повести о детстве". ведь в ней и описана та старая чернавка, какой она была девяносто лет назад. маленький федя из этой книги - федя гладков, родившийся в бедной старообрядческой семье. дед фома, бабушка анна, отец василий, мать настя - это не только персонажи "повести о детстве", но и реальные люди - семья будущего писателя. и если читатели этой книги будут любознательны, то они в вышедших в последние годы книгах ("воспоминания о ф. гладкове" и исследование б. брайниной "талант и труд") найдут фотографии родных писателя и дома, в котором он родился. они увидят и деда фому, точно такого же, как его описал гладков: маленького, сухонького, с большой белой бородой, с острыми и деспотичными чертами и бабушку анну, и отца но особенно задержится читатель на портрете. анастасии михайловны гладковой - матери писателя. простое лицо крестьянки, не то чтоб писаной красавицы, но чем-то неизъяснимо приятное, открытое, дышащее большой душевной силой.
а начало этой традиции следует отнести к пятидесятым прошлого века тогда почти одновременно выходят в свет "детство" (а затем "отрочество" и "юность") льва толстого, "семейная хроника" и "детские годы багрова внука" с т аксакова они стали событиями тогдашней жизни примечательна такая деталь - для льва толстого это был дебют, ему было тогда 24 года, в то время как аксакову уже перевалило за 60 уже при своем рождении в этот жанр как бы подчеркнул, что ему "все возрасты покорны"
первые повести льва толстого позволили н чернышевскому сделать проницательный вывод "две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства всегда останутся существенными чертами его таланта " а герцен по поводу произведений аксакова заметил, что они "узнать наше неизвестное прошедшее"
традиция этого жанра была продолжена затем "пошехонской стариной" м е салтыкова-щедрина, позднее - "детством темы" н. гарина-михайловского, "детством никиты" а толстого в 1913 году появляется "детство" м. горькогопервая часть его автобиографической трилогии. это было принципиально новым явлением в традиции о детстве. до сих пор в них повествовалось о благополучном детстве, детстве счастливом, где господствуют любовь и у горького все начиналось со страшной картины: на полу полутемной тесной комнаты лежит мертвый отец. рядом - мать. внезапно у матери начинаются роды. тут же - на а затем приезд в нижний, в семью дегда и тогда началась для маленького алеши пешкова обильная "жестокостью темная жизнь" "неумного племени". теперь в центре произведения не радости детства, не счастливое открытие светлого мира, а наоборот ужасы "свинцовых мерзостей", окружавшие ребенка из городских
но не только кошмар растоптанного социальной несправедливостью детства изображал писатель. горький одновременно раскрыл и другое; как сквозь пласт насилия и невежества, нищеты и издевательств над человеком "все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе, человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой".
этот горьковский принцип изображения жизни народа во всей беспощадной правдивости и в то же время с твердой верой в творческую мощь народа и его стремление к свободе станет одним из краеугольных камней новой советской , станет ее традицией. она, эта традиция, была продолжена и развита в произведениях к. паустовского, в. катаева, в. смирнова и других писателей, но особенно - уф. гладкова.
о творческом претворении горьковской традиции в автобиографических повестях ф. гладкова написано немало специальных работ, и читатель легко может с ними познакомиться. подчеркнем, однако, ч го это было не ученическое, а творческое, т. е. художественно-самостоятельное развитие писателем того, что было открыто горьким. в "повести о детстве" совершенно новый, неисследованный пласт народной жизни - детство деревенского мальчика из бедной семьи в последние годы прошлого века. и это не город, как у горького, а далекая деревня в глубине тогдашней саратовской губернии. напомним читателю некоторые факты из творческой биографии художника.
федор васильевич гладков, - один из зачинателей советской , автор многих и многих книг, сыгравших видную роль в духовной жизни нашего общества.
писатель родился в 1883 году в саратовской губернии в селе чернавка (ныне оно входит в пензенскую область). в старых, прошлого века, указателях стояло: с. чернавка. дворов - 67, душ - 252. мы потому напоминаем эти детали, что они имеют самое непосредственное отношение к "повести о детстве". ведь в ней и описана та старая чернавка, какой она была девяносто лет назад. маленький федя из этой книги - федя гладков, родившийся в бедной старообрядческой семье. дед фома, бабушка анна, отец василий, мать настя - это не только персонажи "повести о детстве", но и реальные люди - семья будущего писателя. и если читатели этой книги будут любознательны, то они в вышедших в последние годы книгах ("воспоминания о ф. гладкове" и исследование б. брайниной "талант и труд") найдут фотографии родных писателя и дома, в котором он родился. они увидят и деда фому, точно такого же, как его описал гладков: маленького, сухонького, с большой белой бородой, с острыми и деспотичными чертами и бабушку анну, и отца но особенно задержится читатель на портрете. анастасии михайловны гладковой - матери писателя. простое лицо крестьянки, не то чтоб писаной красавицы, но чем-то неизъяснимо приятное, открытое, дышащее большой душевной силой.
в , нет произведений,
в которых отсутствовал бы пейзаж.
поэты стремились включать этот элемент в свои произведения
с самыми разными целями.
иногда картины природы, на первый взгляд, можно счесть
случайными , которые являются всего лишь
красивым фоном для основного действия.
но пейзажи-это одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.
кроме того, они служат для передачи отношения автора
к происходящему.
среди высших достижений поэзии 19 века - стихи о природе,
её красоте и многообразии.
а горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы
неисчерпаема.
поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ
этой кладовой.
внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и
бунинскую тёмную зарю, и майскую ночь фета, и весенние воды
тютчева, и пушкинское "очей очарованье".
это утро, радость эта,
эта мощь и дня и света,
этот синий свод,
этот крик и вереницы,
эти стаи, эти птицы,
этот говор вод,
эти ивы и березы,
эти капли - эти слезы,
этот пух - не лист,
эти горы, эти долы,
эти мошки, эти пчелы,
этот зык и свист,
эти зори без затменья,
этот вздох ночной селенья,
эта ночь без сна,
эта мгла и жар постели,
эта дробь и эти трели,
это всё - весна.
в этом стихотворении фета нет ни одного глагола.
однако, это не помешало автору передать звуки,
запахи природы, движение весны.
мы видим стаи птиц, возвращающихся с юга, слышим их
крики.
мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье.
мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел.
мир полон звуков и движения.
а ещё для поэта весна – пора любви, когдв вся ночь
проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и
прекрасном.
шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
серебро и колыханье
сонного ручья,
свет ночной, ночные тени,
тени без конца,
ряд волшебных изменений
милого лица.
в дымных тучах пурпур розы,
отблеск янтаря,
и лобзания, и слезы,
и заря, заря…
лев толстой сказал об этом стихотворении так:
"в нём нет ни одного глагола. каждое выражение - картина".
список поэтов этого периода велик,
в нём среди таких знаменитых имён, как александр пушкин,
михаил лермонтов, афанасий фет, алексей константинович толстой
встречаются и малоизвестные, но талантливые
владимир раевский, алексей хомяков, сергей дуров
и многие-многие другие.
федор иванович тютчев
не то, что мните вы, природа:
не слепок, не бездушный лик-
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык..
вы зрите лист и цвет на древе:
иль их садовник приклеил?
иль зреет плод в родимом чреве
игрою внешних, чуждых сил? .
они не видят и не слышат,
живут в сем мире, как впотьмах,
для них и солнцы, знать, не дышат,
и жизни нет в морских волнах.
лучи к ним в душу не сходили,
весна в груди их не цвела,
при них леса не говорили,
и ночь в звездах нема была!
и языками неземными,
волнуя реки и леса,
в ночи не совещалась с ними
в беседе дружеской гроза!
не их вина: пойми, коль может,
органа жизнь глухонемой!
души его, ах! не встревожит
и голос матери самой! .