Легче найти знакомую рыбку в океане, чем человека в этом людском водовороте. Здесь не то, что в океане. Здесь все чужое, все поделено, все разгорожено, все охраняется. Одни только вольные птицы ничьи, летают, кричат вдоль дороги. Но их не поймать. Да можно ли еще ловить этих птиц? Быть может, и они кому-нибудь принадлежат. Здесь легко умереть от голода и жажды среди водоемов, садов и стад. Уж если попал в ад, надо быть в ладу с дьяволами. Беда не в том, что человек произошёл от животного, а в том, что он не переставал быть животным… Грубым, злым, неразумным.
“Первый учитель” Ч. Айтматов ставит
перед собой задачу большую: создать
могучий реалистический образ
коммуниста-ленинца, показать плоды
его подвига, идейную и нравственную
связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы
просто привыкаем к людям, которые
причастны к великим событиям, к
незабываемым годам нашей
страны. Ч. Айтматов создал живую
легенду об одном из таких людей —
о первом учителе из айла Куркуреу
Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли
современный образованный человек
титанический труд и беспримерное
мужество этого человека, подвиг,
совершенный им, сможет ли он хотя
бы приблизительно представить
себе условия и обстоятельства, в
которых пришлось работать Дюйшену.
Эта повесть укладывается всего
в двух печатных листах, а какой
накал страстей, какие социальные и
психологические проблемы и сложный
авторский замысел.
Куркуреу — айл небольшой. После
революции большинство населения
Киргизии жило именно в таких