Кажется, все и так знают, что Гоголь — великий писатель, а «Мертвые души» (1842) - нетленная классика, так что нет смысла повторять это еще один раз. Поэтому, начну без долгих и ненужных предисловий. Пишу я про помещиков, и про то, почему они, как мне кажется, поставлены автором в порядке возрастания отвращения к ним. Если бы не одно «но». Но этого «но» мы коснемся немного позже.
Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
«Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно - «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.
Кажется, все и так знают, что Гоголь — великий писатель, а «Мертвые души» (1842) - нетленная классика, так что нет смысла повторять это еще один раз. Поэтому, начну без долгих и ненужных предисловий. Пишу я про помещиков, и про то, почему они, как мне кажется, поставлены автором в порядке возрастания отвращения к ним. Если бы не одно «но». Но этого «но» мы коснемся немного позже.
Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
«Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно - «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.
Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
«Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно - «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.
Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
«Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно - «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.