По стиху :«Весенний дождь» Валерий Брюсов
Письменно ответьте на во мои впечатления от прочитанного стихотворения (ответ должен быть
развёрнутым, обоснованным. Если что- то непонятно в стихотворении или вы
хотите выразить что-то своё, особое, так и пишите. Оценивается ваша к аналитическому мышлению и самостоятельность, а также
понимание текста стихотворения).
Ваше мнение мне ясно, а вот на чьей стороне автор? Докажите свою точку зрения текстом.
Почему для Серой Шейки, по мнению Селезня, было бы лучше, если бы её съела лиса?
Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке?
-На самом ли деле Селезень такой умный? Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других считают нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Об их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?
Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.
Так почему же она пришла к такому страшному выводу?
(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима) Чаще всего у нас повторяется, какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)
-Как ведёт себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями?
Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.
-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).
Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту стр. 124 «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!
«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в камыши) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.
«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет.
- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
Автор сам подводит итог. «Вообще, хорошего было мало…»
Автор хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.
V. Физминутка
-Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.
На носочки встанем
Облачко достанем
На корточки присядем
Травушку погладим
Как утята поклюём
Руками- крыльями взмахнем
В стайки соберемся
Друг другу улыбнемся
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо Сарая Шейка героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?
-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив Серая Шейка на слово «утка».
Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.
Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги.
Природа нас готовит к опасности. Природа – зима-борьба
-Между чем идёт борьба? Река и холод. Река-днем-бурлит-не замерзает
Ночью-засыпает – замерзает-тишина несет опасность
Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с приходом холодов
Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
-Смогла бы Серая Шейка одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.) . Серая шейка-друг-враг
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
-А как вела себя лиса? Она пользовалась бес Серой Шейки.
-Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (Охотник Акинтич.)
-Почему именно человек Серую Шейку (Люди должны заботится о тех, кто слабее.)
Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который нам охарактеризовать героев сказки. Подсказка на слайде. Правило написания синквейна. Зачитайте.
VI.Подведение итогов.
-Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!
VII.Домашнее задание.
-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку). Придумайте дома продолжение сказки. Сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.