критика о поэме "мцыри" лермонтова (отзывы, анализ)
в. в. сиповский:
" поэме "мцыри" лермонтов опять переносит действие на любимый им кавказ. свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого кавказа - все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты.
герой поэмы по происхождению - горец; его, еще ребенком, в грузинский монастырь какой-то генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил "угрюмый, одинокий", не зная отца и он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце. в этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему < >
этот "пламень", с юных жил в его мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, - там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от монахи нашли его умирающим от голода и утомления и принесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою
рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла - как он рад был "обняться с бурей", рукою готов был ловить молнии. он чувствовал себя встретившись с барсом, он ощутил в себе
не только "дикое" и "звериное" природы нашло отклик в его сердце - он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья - тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах < > вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье - он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы! " ("очерки xix ст. 40-60-ых годов. словесности", под ред. в. в. сиповского, 1908 г.)
д. н. овсянико-куликовский:
"поэмы "боярин орша" и "мцыри" воспроизводят один и тот же мотив, принадлежащий к числу излюбленных "лермонтовских" < >
молодой человек, полный сил, с задатками бурных страстей, с жаждой воли, борьбы, жизни, томится в монастыре, обреченный на участь не то монаха, не то узника. монастырь для него - тюрьма. он рвется на волю. он
оба героя (арсений и мцыри) много говорят о себе, их речи - признания, исповедь. в этих-то речах и выражено то, что следует признать в обоих поэмах "лермонтовским" по преимуществу. это именно антитезы затворничества и воли - пылкой, страстной натуры, восстающей против всякой дисциплины и сурового режима (все равно какого: монастырского, семейного, общественного), ограничивающего своеволие личности. < >
мцыри справедливо говорит, что он никому не сделал зла. он бежал, повинуясь властной жажде воли и смутному чувству ностальгии. он ушел искать свою потерянную родину. изображение этой ностальгии - лучшие места поэмы, и то, что говорит здесь беглец, исполнено глубокой психологической правды и художественной < >
тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. она воспроизводит одну из психологических антитез лермонтова - и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. бедный, простодушный мцыри поведал нечто "лермонтовское" - языком лермонтова, лирикою его души. мцыри, например, говорит: я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную это для бедного мцыри слишком сильно и красиво сказано; но это превосходно, как лирическое стихотворение лермонтова.
то же самое нужно сказать и о картинах природы, на которые мцыри в своей исповеди не скупится. все это говорит не он, а лермонтов. < >
можно подумать, что мцыри читал "демона", знает стихотворение "ночевала тучка золотая" и др. и удачно варьирует излюбленные образы и стереотипные фразы лермонтова." (д. н. овсянико-куликовский, "м. ю. лермонтов : к столетию со дня рожд. великого поэта", спб, изд-во "прометей" н. н. михайлова, 1914 г.)
в. в. сиповский:
" поэме "мцыри" лермонтов опять переносит действие на любимый им кавказ. свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого кавказа - все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты.
герой поэмы по происхождению - горец; его, еще ребенком, в грузинский монастырь какой-то генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил "угрюмый, одинокий", не зная отца и он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце. в этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему < >
этот "пламень", с юных жил в его мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, - там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от монахи нашли его умирающим от голода и утомления и принесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою
рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла - как он рад был "обняться с бурей", рукою готов был ловить молнии. он чувствовал себя встретившись с барсом, он ощутил в себе
не только "дикое" и "звериное" природы нашло отклик в его сердце - он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья - тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах < > вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье - он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы! "
("очерки xix ст. 40-60-ых годов. словесности", под ред. в. в. сиповского, 1908 г.)
д. н. овсянико-куликовский:
"поэмы "боярин орша" и "мцыри" воспроизводят один и тот же мотив, принадлежащий к числу излюбленных "лермонтовских" < >
молодой человек, полный сил, с задатками бурных страстей, с жаждой воли, борьбы, жизни, томится в монастыре, обреченный на участь не то монаха, не то узника. монастырь для него - тюрьма. он рвется на волю. он
оба героя (арсений и мцыри) много говорят о себе, их речи - признания, исповедь. в этих-то речах и выражено то, что следует признать в обоих поэмах "лермонтовским" по преимуществу. это именно антитезы затворничества и воли - пылкой, страстной натуры, восстающей против всякой дисциплины и сурового режима (все равно какого: монастырского, семейного, общественного), ограничивающего своеволие личности. < >
насколько поэма "боярин орша" слаба, настолько поэма "мцыри" великолепна. < >
мцыри справедливо говорит, что он никому не сделал зла. он бежал, повинуясь властной жажде воли и смутному чувству ностальгии. он ушел искать свою потерянную родину. изображение этой ностальгии - лучшие места поэмы, и то, что говорит здесь беглец, исполнено глубокой психологической правды и художественной < >
тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. она воспроизводит одну из психологических антитез лермонтова - и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. бедный, простодушный мцыри поведал нечто "лермонтовское" - языком лермонтова, лирикою его души. мцыри, например, говорит:
я знал одной лишь думы власть,
одну, но пламенную
это для бедного мцыри слишком сильно и красиво сказано; но это превосходно, как лирическое стихотворение лермонтова.
то же самое нужно сказать и о картинах природы, на которые мцыри в своей исповеди не скупится. все это говорит не он, а лермонтов. < >
можно подумать, что мцыри читал "демона", знает стихотворение "ночевала тучка золотая" и др. и удачно варьирует излюбленные образы и стереотипные фразы лермонтова."
(д. н. овсянико-куликовский, "м. ю. лермонтов : к столетию со дня рожд. великого поэта", спб, изд-во "прометей" н. н. михайлова, 1914 г.)