сказке «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» . мужик способен на все: «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков» , «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь.
потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика… » но не только восхищение вызывает у автора это персонаж. в то же время он печалится о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. салтыков-щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .
заканчивается «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами: «однако и о мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина! » . что еще нужно мужику для счастья…
салтыков-щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей. генералы не умели ничего делать, они наивно полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » , для них было открытием, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет» . генералы попытались, что-то сделать сами, но эта попытка не удалась. «пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал… » но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика. не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! . » салтыков-щедрин противопоставляет генералов и мужика. всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика-работягу лодырем.
сказки м. е. салтыкова-щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. в то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. произведения щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше.
само фантастическое у щедрина является формой выражения правды жизни. фантастичность многих сцен и деталей «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. они построены по строго определенным законам. форма сказки – эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми.
своим творчеством салтыков-щедрин пытался бороться против зла жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. он не приемлет того, что мешает развитию россии. главное зло, которое осуждает автор, – крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.
сказке «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» . мужик способен на все: «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков» , «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь.
потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика… » но не только восхищение вызывает у автора это персонаж. в то же время он печалится о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. салтыков-щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .
заканчивается «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами: «однако и о мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина! » . что еще нужно мужику для счастья…
салтыков-щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей. генералы не умели ничего делать, они наивно полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » , для них было открытием, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет» . генералы попытались, что-то сделать сами, но эта попытка не удалась. «пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал… » но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика. не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! . » салтыков-щедрин противопоставляет генералов и мужика. всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика-работягу лодырем.
сказки м. е. салтыкова-щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. в то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. произведения щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше.
само фантастическое у щедрина является формой выражения правды жизни. фантастичность многих сцен и деталей «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. они построены по строго определенным законам. форма сказки – эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми.
своим творчеством салтыков-щедрин пытался бороться против зла жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. он не приемлет того, что мешает развитию россии. главное зло, которое осуждает автор, – крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.