раненым медведем
мороз дерет.
санки по фонтанке
летят вперед.
полоз остер —
полосатит снег.
чьи это там
голоса и смех?
— руку на сердце
свое положа,
я тебе скажу:
— ты не тронь палаша!
силе такой
становись поперек,
ты б хоть других —
не себя — поберег!
2
белыми копытами
лед колотя,
тени по литейному
дальше летят.
— я тебе отвечу,
друг дорогой,
гибель не страшная
в петле тугой!
позорней и гибельней
в рабстве таком
голову выбелив,
стать стариком.
пора нам состукнуть
клинок о клинок:
в свободу — сердце
мое влюблено.
3
розовые губы,
витой чубук,
синие гусары —
пытай судьбу!
вот они, не сгинув,
не умирав,
снова
собираются
в номерах.
скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!
нальем и осушим
и станем трезвей:
— за южное братство,
за юных друзей.
4
глухие гитары,
высокая речь…
кого им бояться
и что им беречь?
в них страсть закипает,
как в пене стакан:
впервые читаются
строфы «цыган».
тени по литейному
летят назад.
брови из-под кивера
дворцам грозят.
кончена беседа,
гони коней,
утро вечера
мудреней.
5
что ж это,
что ж это,
что ж это за песнь?
голову на руки
белые свесь.
тихие гитары,
стыньте, дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!
найдите тропы различные в этом стихотворении
Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении 1871 г.: изображаемое художественное пространство отделено от позиции лирического субъекта в настоящем.
Первые четверостишия, задающие медитативный тон тексту, посвящены пейзажной зарисовке. Зачин определяет временные координаты лирической ситуации — ранняя весна. Четко выраженная тематика вызывает комплекс природных образов: молодая трава, первая зелень деревьев, полноводные ручьи. Из общего ряда выделяется оригинальный образ раскрывающихся листьев папоротника, метафорически уподобленных завиткам. Здесь же сконцентрированы пейзажные доминанты, структура которых основана на отрицании: весеннее солнце не приносит жары, отсутствуют и громкие звуки пастушьего рожка.
В третьем катрене происходит плавная смена тематики — с пейзажной на любовную. Эффект естественности обеспечивается первым двустишием, содержащим рефрен и строку о «тени берез». Описывая детали природного мира, поэт одновременно указывает на пространственные ориентиры, служащие выразительными декорациями к любовной сцене.
Во второй части текста эмоциональный накал усиливается: приподнятые авторские интонации возрастают до восторженных, выраженных чередой риторических восклицаний. Эпизод насыщен реминисценциями из наследия Гете, который обращался к подобному стилистическому приему, изображая весенний восторг влюбленной души.
Традиционная, несложная на первый взгляд сцена свидания сообщает читателю о деталях психологического портрета молодой пары. Только что прозвучало признание в любви, и на сцене находятся он, вдохновленный, со слезами счастья в глазах, и она, смущенная, но встретившая искренние слова радостной улыбкой.
Оценивая события лирический субъект прибегает к формуле «утро наших лет», сопровождая метафору уже упомянутым комплексом восклицаний. Восхищение, самозабвенное умиление дополняют светлая грусть и сожаление о весне жизни.
Однажды Киш пришел на совет племени. Его горячая кровь закипела, и он сказал, что его семье достается жесткое и костлявое мясо. Высказывания мальчика возмутили мужчин племени. Они стали смеяться над ним и прогонять его. Тогда, Киш сказал, что больше не появится на совете, пока они сами его не позовут. Он решил ходить на охоту и справедливо распределять мясо между соплеменниками.
Утром он взял лук и стрелы и ушел. Через три дня он вернулся с добычей. Удивлению мужчин не было предела, еще никогда юные мальчики не ходили на охоту. С тех пор Киш стал постоянно охотиться. Он убивал медведей и всегда приходил с добычей. Ему построили большую хижину.
В племени стали ходить слухи о том, что мальчик занимается колдовством. Вожак послал двух охотников племени проследить за мальчиком. Он хотел узнать тайну Киша.
Спустя пять дней мужчины вернулись и с нетерпением принялись за рассказ. Когда Киш увидел медведя, он стал идти за ним и браниться на него. Медведь разозлился и бросился на мальчика. Киш стал убегать и кидать медведю какие-то шарики. Медведь ел их, и ему становилось плохо, он выл от боли. Через время медведь ослабел, и мальчик убил его.
Когда Киш вернулся с охоты, его пригласили на совет. Он сказал, что устал и предложил провести совет у себя в хижине. Совет вместе с вожаком пришли в его хижину и стали требовать объяснений. Тогда Киш рассказал им о своем охоты. Он делал шарик из тюленьего жира, внутрь которого клал острый китовый ус. Когда шарик таял внутри медведя, китовый ус больно колол его.