В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
backust
backust
16.11.2022 16:39 •  Литература

Расскажите о народе и об отношении к нему Петра 1 в романе А. Толстого

Показать ответ
Ответ:
JasminNuar544
JasminNuar544
27.03.2020 00:30

В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.

Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь народа. Центральным во преобразования становится во как «растолкать людей»? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.

Главное мерило человека для Петра – в его и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать».

А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.

Целая галерея талантливейших и людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.

Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается при для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель тончайше чувствовать и понимать природу, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе».

Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота