В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.
Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь народа. Центральным во преобразования становится во как «растолкать людей»? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.
Главное мерило человека для Петра – в его и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать».
А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.
Целая галерея талантливейших и людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.
Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается при для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель тончайше чувствовать и понимать природу, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе».
Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).
В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.
Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь народа. Центральным во преобразования становится во как «растолкать людей»? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.
Главное мерило человека для Петра – в его и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать».
А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.
Целая галерея талантливейших и людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.
Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается при для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель тончайше чувствовать и понимать природу, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе».
Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).