Однажды в прекрасную снежную ночь в окошке одного из домов промелькнул свет. Казалось, волшебство какое-то происходит. Так и было. Феи - маленькие старого доброго Санты доставлять детям игрушки, только вот беда, одна из игрушек потерялась. Не зная что делать, фея металась из стороны в сторону, превращая комнату в волшебный склад с мигающими огнями. Где она? Приключение рождественской игрушки начинается!
Все началось с того, как плюшевый медвежонок не нарочно упал с большого подарочного мешка Санты прямо на седло к белой лошади. Та испугалась и дала дёру. Вот начался кипишь в спокойной деревушке, все как сумасшедшие из домов повыскакивали. "Нужно за лошадью бежать!", "Догнать ее нужно", - кричали мужики. А игрушки то и след на седле простыл.
Лежит она теперь в кузове со всяким мусором и хламом, едет по кочкам неизвестно куда. Вдруг, скачок и вывалилась игрушка прямо у самого магазина, где такой товар - ценность. Хозяин так и подобрал ее к себе. Последний на сегодня покупатель не мог не купить плюшевого белоснежного медведя. "Для дочки!" - сказала она. Только вот у игрушки уже есть хозяин.
Тепло игрушке дома, но теплее было бы в родном. И игрушки в волшебную ночь могут ожить, если сильно этого захотеть! Лапы мишутки начали приходить в движение, а голубые ледяные глаза стали словно живыми. "Не мой это дом" - сказал мишка и ушел через полуоткрытое окно.
Идет, становится холоднее. А навстречу внезапно ворон, что хватает его за шерстку и проносит на крышу одного из домов. "Чего это ты бродишь по ночному городу?" - спросил его ворон. Он был уже стар, но красив. "Домой иду" - грустно ответил мишка. Ворон предложил ему свою , но далеко лететь он не смог. Старость не позволит, а жить еще хочется. "И на том !".
Казалось, оставалось совсем чуть-чуть, только вот и у игрушки есть свойство уставать. Присел он на лавочку, а рядом почтальон. Спрятался мишка в сумке с письмами и поехал вперед. Почтальон так разозлился, когда вместо письма достал что-то мягкое и пушистое, что мишка убежал в попыхах. Совсем ничего осталось.
И фея ищет мишку, только вот безрезультатно. "Что же я скажу Санте?" - грустно пробормотала она. "Рано расстраиваться! Мы тебя в беде не бросим", - подхватили остальные. Искать стало проще, появилась надежда. А вот у мишки дела плохи, потрепанный он шатается по округе, сил идти совсем нет. Повалился он на снег - его и не видно теперь совсем.
Мимо проходившая женщина заметила его и оставила у крыльца - теперь его хоть видно было. Долго он там пролежал, да скоро и его нашли огоньки. "Это он!" - запищала одна от радости.
Привести игрушку в порядок было не сложно, пару штрихов и готово, зато сколько в ней истории! Конец!
Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза) — такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».
Первая тема — быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными вариационными узорами.Вторая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный контраст «действия» и пылкой детской мечты.
Действие первое
Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза.
2. Украшение и зажигание елки. Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
3. Марш. Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы.
4. Детский галоп и выход родителей. За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкоетанцевальное Allegro в ритме тарантеллы.
5. Выход Дросельмейстера. В зале появляется новый гость — советник Дроссельмейер. Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.
Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты — это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. И дети и взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют.
Далее начинается живой и игривый танец в ритме вальса. А в это время Дроссельмейер готовит еще один фокус: приносят две большие табакерки, и из них выходят Арлекин и Коломбина.
Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и немного таинственной.
6. Сцена и танец «Гросфатер». Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей,Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку — Щелкунчика: этим играть можно.
.
7. Отъезд гостей. Ночь. Детям пора спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельной Клары.
.
8. Сражение. Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске — оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На этот раз атаки мышей безуспешны. .
9. Картина II. Еловый лес зимой. Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.
10. Вальс снежных хлопьев. Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизодетанцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.
Однажды в прекрасную снежную ночь в окошке одного из домов промелькнул свет. Казалось, волшебство какое-то происходит. Так и было. Феи - маленькие старого доброго Санты доставлять детям игрушки, только вот беда, одна из игрушек потерялась. Не зная что делать, фея металась из стороны в сторону, превращая комнату в волшебный склад с мигающими огнями. Где она? Приключение рождественской игрушки начинается!
Все началось с того, как плюшевый медвежонок не нарочно упал с большого подарочного мешка Санты прямо на седло к белой лошади. Та испугалась и дала дёру. Вот начался кипишь в спокойной деревушке, все как сумасшедшие из домов повыскакивали. "Нужно за лошадью бежать!", "Догнать ее нужно", - кричали мужики. А игрушки то и след на седле простыл.
Лежит она теперь в кузове со всяким мусором и хламом, едет по кочкам неизвестно куда. Вдруг, скачок и вывалилась игрушка прямо у самого магазина, где такой товар - ценность. Хозяин так и подобрал ее к себе. Последний на сегодня покупатель не мог не купить плюшевого белоснежного медведя. "Для дочки!" - сказала она. Только вот у игрушки уже есть хозяин.
Тепло игрушке дома, но теплее было бы в родном. И игрушки в волшебную ночь могут ожить, если сильно этого захотеть! Лапы мишутки начали приходить в движение, а голубые ледяные глаза стали словно живыми. "Не мой это дом" - сказал мишка и ушел через полуоткрытое окно.
Идет, становится холоднее. А навстречу внезапно ворон, что хватает его за шерстку и проносит на крышу одного из домов. "Чего это ты бродишь по ночному городу?" - спросил его ворон. Он был уже стар, но красив. "Домой иду" - грустно ответил мишка. Ворон предложил ему свою , но далеко лететь он не смог. Старость не позволит, а жить еще хочется. "И на том !".
Казалось, оставалось совсем чуть-чуть, только вот и у игрушки есть свойство уставать. Присел он на лавочку, а рядом почтальон. Спрятался мишка в сумке с письмами и поехал вперед. Почтальон так разозлился, когда вместо письма достал что-то мягкое и пушистое, что мишка убежал в попыхах. Совсем ничего осталось.
И фея ищет мишку, только вот безрезультатно. "Что же я скажу Санте?" - грустно пробормотала она. "Рано расстраиваться! Мы тебя в беде не бросим", - подхватили остальные. Искать стало проще, появилась надежда. А вот у мишки дела плохи, потрепанный он шатается по округе, сил идти совсем нет. Повалился он на снег - его и не видно теперь совсем.
Мимо проходившая женщина заметила его и оставила у крыльца - теперь его хоть видно было. Долго он там пролежал, да скоро и его нашли огоньки. "Это он!" - запищала одна от радости.
Привести игрушку в порядок было не сложно, пару штрихов и готово, зато сколько в ней истории! Конец!
1. Увертюра
Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза) — такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».
Первая тема — быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными вариационными узорами.Вторая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный контраст «действия» и пылкой детской мечты.
Действие первое
Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза.
2. Украшение и зажигание елки. Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
3. Марш. Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы.
4. Детский галоп и выход родителей. За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкоетанцевальное Allegro в ритме тарантеллы.
5. Выход Дросельмейстера. В зале появляется новый гость — советник Дроссельмейер. Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.
Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты — это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. И дети и взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют.
Далее начинается живой и игривый танец в ритме вальса. А в это время Дроссельмейер готовит еще один фокус: приносят две большие табакерки, и из них выходят Арлекин и Коломбина.
Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и немного таинственной.
6. Сцена и танец «Гросфатер». Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей,Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку — Щелкунчика: этим играть можно.
.
7. Отъезд гостей. Ночь. Детям пора спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельной Клары.
.
8. Сражение. Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске — оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На этот раз атаки мышей безуспешны. .
9. Картина II. Еловый лес зимой. Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.
10. Вальс снежных хлопьев. Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизодетанцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.