Сделайте анализ стихотворения (кратко) николай асеев — друзьям хочу я жизнь понять всерьез: наклон колосьев и берез, хочу почувствовать их вес, и что их тянет в синь небес, чтобы строка была верна, как возрождение зерна. хочу я жизнь понять всерьез: разливы рек, раскаты гроз, биение живых сердец — необъясненный мир чудес, где, словно корпус корабля, безбрежно движется земля. гляжу на перелеты птиц, на перемены ближних лиц, когда их время жжет резцом, когда невзгоды жмут кольцом.. но в мире нет таких невзгод, чтоб солнца задержать восход. не только зимних мыслей лед меня остудит и затрет, и нет, не только чувства зной повелевает в жизни мной,— я вижу каждодневный ход людских усилий и забот. кружат бесшумные станки, звенят контрольные звонки, и, ставши очередью в строй, шахтеры движутся в забой, под низким небом черных шахт они не замедляют шаг. пойми их мысль, вступи в их быт, стань их бессмертья следопыт! чтоб не как облако над ликом мчащейся земли,— чтоб были вбиты их дела медалью в дерево ствола. безмерен человечий рост, а труд наш — меж столетий мост… вступить в пролеты! где слова, чтоб не кружилась голова? склонись к орнаменту ковров, склонись к доению коров, чтоб каждая твоя строка дала хоть каплю молока! как из станка выходит ткань, как на алмаз ложится грань, вложи, вложи в созвучья строк бессмертный времени росток! тогда ничто, и даже смерть, не помешает нам посметь!
Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, «будто сам, без лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение. То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь. Понять характер Герасима и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.
Герой рассказа - крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.
Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его и защита.
Любовь Герасима к несчастному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.
Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием.
Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками. Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас-
поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.
Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.