олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя,
так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля".
Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам,
труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула
может поднять те "сумочки переметные",
в которых обретается "тяга земли".
Мощь Микулы Селяниновича подавляет и посрамляет черные силы
колдовства. Былина рассказывает, как богатырь
Волх Всеславьевич, известный своей силой и "вежеством"
(то есть владеющий колдовскими тайнами) , при рождении которого
"подрожала Мать Сыра Земля, сотрясалося славно царство Индейское,
а и сине море сколебалося", вынужден был уступить пахарю Микулушке
первенство в труде. Волх Всеславьевич увидел в поле пахаря, который
пашет, да с таким размахом, что "ехал Волх до ратая день с утра до
вечера, а не мог до ратая доехати".
Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою
в побратимах, и Микула соглашается, но когда пришло время вынимать
из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не могли с ней
справиться, а только Микула Селянинович одной рукою выдергивает соху
из земли и перебрасывает ее за ракитов куст.
Вольга Святославович.
Герой, стоящий ближе к истории.
Прежде всего его имя напоминает имя Олега.
Олег часто упоминается с эпитетом "вещий",
а Вольга отличается хитростью, мудростью.
Поход Олега на Царьград составляет основу былин о Вольге.
Первая из былин о Вольге говорит о его рождении.
Он сын змея и княжны Марфы. Родился в Киеве при разных чудесных
знамениях:
Мать сыра земля сколебалася,
И звери в лесах разбежалися,
И птицы по подоблачью разлеталися,
И рыбы по синю морю разметалися
Растет Вольга не по дням, а по часам.
В семнадцать лет он набирает себе "дружину хоробрую".
Во время одного из походов происходит встреча с Микулой Селяниновичем,
которая составляет основу одной из былин.
Другая былина о Вольге - поход на Царьград и победа над Санталом-царем. Одновременно с Вольгой в этой былине дается характеристика еще одному богатырю - Микуле Селяниновичу.
По старым теориям эти три богатыря служат олицетворением трем периодам жизни русского народа - кочевого, дружинного,
земледельческого. Ни Святогору, ни Вольге не далась земная тяга, представляемая в былинах в виде сумочки переметной.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
2.А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
3.А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
4. Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
5.Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
6.- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
7.- Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
8.- Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
9.А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Объяснение:
Микула Селянинович былинный богатырь, чудесный пахарь,
несущий "тягу земную",
олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя,
так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля".
Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам,
труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула
может поднять те "сумочки переметные",
в которых обретается "тяга земли".
Мощь Микулы Селяниновича подавляет и посрамляет черные силы
колдовства. Былина рассказывает, как богатырь
Волх Всеславьевич, известный своей силой и "вежеством"
(то есть владеющий колдовскими тайнами) , при рождении которого
"подрожала Мать Сыра Земля, сотрясалося славно царство Индейское,
а и сине море сколебалося", вынужден был уступить пахарю Микулушке
первенство в труде. Волх Всеславьевич увидел в поле пахаря, который
пашет, да с таким размахом, что "ехал Волх до ратая день с утра до
вечера, а не мог до ратая доехати".
Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою
в побратимах, и Микула соглашается, но когда пришло время вынимать
из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не могли с ней
справиться, а только Микула Селянинович одной рукою выдергивает соху
из земли и перебрасывает ее за ракитов куст.
Вольга Святославович.
Герой, стоящий ближе к истории.
Прежде всего его имя напоминает имя Олега.
Олег часто упоминается с эпитетом "вещий",
а Вольга отличается хитростью, мудростью.
Поход Олега на Царьград составляет основу былин о Вольге.
Первая из былин о Вольге говорит о его рождении.
Он сын змея и княжны Марфы. Родился в Киеве при разных чудесных
знамениях:
Мать сыра земля сколебалася,
И звери в лесах разбежалися,
И птицы по подоблачью разлеталися,
И рыбы по синю морю разметалися
Растет Вольга не по дням, а по часам.
В семнадцать лет он набирает себе "дружину хоробрую".
Во время одного из походов происходит встреча с Микулой Селяниновичем,
которая составляет основу одной из былин.
Другая былина о Вольге - поход на Царьград и победа над Санталом-царем. Одновременно с Вольгой в этой былине дается характеристика еще одному богатырю - Микуле Селяниновичу.
По старым теориям эти три богатыря служат олицетворением трем периодам жизни русского народа - кочевого, дружинного,
земледельческого. Ни Святогору, ни Вольге не далась земная тяга, представляемая в былинах в виде сумочки переметной.