Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «...которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей» . Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей» . . Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество. Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии. И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. Хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.
Подснежник – интересное название рассказа, однако оно совсем не раскрывает сути произведения. Ведь речь идет не о первоцвете, а о мальчике Саше. Он учится в гимназии и ему 10 лет. Он живет с тетей Варей, которая заменила ему мать, именно она называет мальчика подснежником, и это не потому что Саша какой-то особенный. Папа мальчика жил не с ними. Он работал в глухой усадьбе и приезжал только на выходные. И вот темой рассказа как раз таки и являются те дни, когда папа и сын вместе, только особенность их в том, что в это время празднуется масленица. Основным, что нужно запомнить, описание Саши и его отца. Папа – это человек большой, краснолицый, курчавый и седеющий, а также сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и Романовском полушубке, очень теплом и вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, а также всегда с блестящими глазами от хмеля. Саша был одет в длинную светло-серую шинель с белыми серебристыми пуговицами. На голове у него был новый синий картуз с серебристыми пальмовыми веточками над козырьком. 114 ДНЕЙ 9 ЧАСОВ 35 МИНУТ 12 СЕКУНД еще есть время до ЕГЭ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁР проверь себя УБРАТЬ РЕКЛАМУ, ПОДПИШИСЬ powered by Push.World У него были ясные голубые глаза и нежное лицо, в выражении котором была заметна внимательность и доверчивость к миру. Саша живет в чужой семье. Он, по сути, одинок. Дни скучны и обыденны, но у Саши случается праздник, когда к нему приезжает папа и на это время он переезжает с ним в Гелецкое подворье. Для Саши эти выходные проходят всегда по одному сценарию. Просыпается отец, потом он будет Сашу, который долго спит, потому что ему не нужно в гимназию. Отец стягивает с него одеяло, тот просыпается и всегда рассказывает отцу, с большим увлечением, то, что ему снилось. Саша умывается, крестится, клонится в угол, затем целует руку отца и потом пьет чай и кушает калач. Они собираются и идут в трактир завтракать. Отец заказывает себе селянку в сковороде, жареную рыбу Навагу, леща в сметане, графин водки и пол дюжины пива. А затем он зовет всех своих знакомых к себе за стол. Несмотря на то, что сидеть в этом месте, среди этих людей – мучение, Саша счастлив, потому что он рядом с папой. И он прекрасно понимает, что скоро это время закончиться и папа снова уедет работать. И вот наступил понедельник. Они проснулись в номере и все уже по-другому, даже прохожие на улице. Отец суетливо собирается. На дворе уже запрягли лошадей, идиллия отца и сына подошла к своему завершению. Саша целует руку отца и уходит в гимназию, а папа уезжает на работу. И все, счастливая неделя окончилась.
Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей» . .
Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество.
Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. Хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.
Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.