Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в " Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".
Цитата:
«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…» .
Сталин – неоднозначный персонаж. Это человек, который пролил множество крови, устраивал репрессии, ссылал людей в Сибирь. «Кулаки» лишились своего дома, семьи «кулаков» – права считаться людьми. Сталин исковеркал судьбы множества лиц. Однако нельзя перечеркнуть и его заслуги как политического деятеля. В любом случае, цензура, запреты, жесткость управленческого аппарата – это клетка для творческого человека, каким был Твардовский. Перед финалом жизни автор размышляет об этом, признавая, что надеется на восстановление справедливости и огласку страшных событий. Ведь до этого эти вещи замалчивались:
Речь в произведении идет о молодом офицере Петре Гриневе, который застал времена "пугачевщины". Что это такое "пугачевщина" - нужно отдельно рассказывать. Так вот. Петр был последним сыном достаточно бедного помещика из Симбирской деревни. В деревне было 300 душ, как тогда называли. И они принадлежали отцу Петра. Так как отец Петра был каким-никаким, а дворянином и офицером, то по тогданшней моде еще когда мать Петра только была беременна, то он был записан сержантов в один из полков. А когда пришло время, то отец отправил его служить в один из далеких гарнизонов. В гарнизоне Петр встречает девушку, дочку коменданта гарнизона. Комендант гарнизона - бедный офицер, беднее, чем отец Петра. Петр спрашивает у отца разрешения жениться, но отец запрещает ему это. Как раз в этой губернии орудует банда Пугачева. И гарнизон получает предписание принять необходимые меры для защиты. Но при первом же нападении крепость пала. Комендант не захотел принимать присягу Пугачеву и был со своей женой казнен (они были родителями девушки), а Петра Пугачев милует, хотя он тоже не принимает присяги Пугачеву. Но так как девушка Маша остается в крепости, то Петр хочет ее освободить. Для этого принимает попытки получить военную от начальника другого гарнизона, но получает отказ. Петр узнает, что на девушке хочет жениться другой офицер, его старый товарищ. Короче, как-то там он попадает снова в Пугачеву и Пугачев узнает об этой истории всей. Короче бунт Пугачева подавлен. Петра должны были отправить в ссылку, но как-то Маша оказывается у умператрицы и императрица милует Петра. )
Основные темы произведения:
– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».
Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в " Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".
Цитата:
«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…» .
Сталин – неоднозначный персонаж. Это человек, который пролил множество крови, устраивал репрессии, ссылал людей в Сибирь. «Кулаки» лишились своего дома, семьи «кулаков» – права считаться людьми. Сталин исковеркал судьбы множества лиц. Однако нельзя перечеркнуть и его заслуги как политического деятеля. В любом случае, цензура, запреты, жесткость управленческого аппарата – это клетка для творческого человека, каким был Твардовский. Перед финалом жизни автор размышляет об этом, признавая, что надеется на восстановление справедливости и огласку страшных событий. Ведь до этого эти вещи замалчивались:
Пусть очевидцы поколенья
Сойдут по-тихому на дно,
Благополучного забвенья
Природе нашей не дано.
Спроста иные затвердили,
Что будто нам про черный день
Не ко двору все эти были,
На нас кидающие тень…
Объяснение:
Речь в произведении идет о молодом офицере Петре Гриневе, который застал времена "пугачевщины". Что это такое "пугачевщина" - нужно отдельно рассказывать. Так вот. Петр был последним сыном достаточно бедного помещика из Симбирской деревни. В деревне было 300 душ, как тогда называли. И они принадлежали отцу Петра. Так как отец Петра был каким-никаким, а дворянином и офицером, то по тогданшней моде еще когда мать Петра только была беременна, то он был записан сержантов в один из полков. А когда пришло время, то отец отправил его служить в один из далеких гарнизонов. В гарнизоне Петр встречает девушку, дочку коменданта гарнизона. Комендант гарнизона - бедный офицер, беднее, чем отец Петра. Петр спрашивает у отца разрешения жениться, но отец запрещает ему это. Как раз в этой губернии орудует банда Пугачева. И гарнизон получает предписание принять необходимые меры для защиты. Но при первом же нападении крепость пала. Комендант не захотел принимать присягу Пугачеву и был со своей женой казнен (они были родителями девушки), а Петра Пугачев милует, хотя он тоже не принимает присяги Пугачеву. Но так как девушка Маша остается в крепости, то Петр хочет ее освободить. Для этого принимает попытки получить военную от начальника другого гарнизона, но получает отказ. Петр узнает, что на девушке хочет жениться другой офицер, его старый товарищ. Короче, как-то там он попадает снова в Пугачеву и Пугачев узнает об этой истории всей. Короче бунт Пугачева подавлен. Петра должны были отправить в ссылку, но как-то Маша оказывается у умператрицы и императрица милует Петра. )
Объяснение: