рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "ионыч", дмитрия ионыча старцева. можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора старцева, в раскрытии содержания которых чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
на первом этапе дмитрий старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в дялиже, недалеко от губернского города с. это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. он полон сил, энергии (" пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. его интересуют , искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. доктор старцев знакомится с семьей туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
и это -- лучшая семья в городе. а если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? здесь чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. вот в эту жизнь окунается молодой врач старцев. он пытается бороться с ней, влюблен в котика, полон надежд и т. п.
но на втором этапе дмитрий ионыч, сделав неудачное предложение котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. ездит на паре лошадей. у него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими на жизнь все меньше и меньше. главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
уже на третьем этапе старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
наконец, на четвертом этапе жизнь дмитрия старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. и мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. постепенно доктор старцев превратился в ионыча. жизненный путь на этом завершен..
можно сделать вывод, что старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. в этом его винит и сам чехов.
показывая эволюцию старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", а. п. чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
на примере доктора старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей..
в своих произведениях антон павлович чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
Комедия "Недоросль" - самое известное произведение Д.И. Фонвизина. Пьеса изучалась и изучается последующими поколениями, поскольку в ней затронуты вечные вопросы, например, такие как добро и зло, правда и ложь. Важно отметить, что "Недоросль" является примером классицизма. Для этого направления характерно деление персонажей строго на положительных и отрицательных. Герои со знаком "минус" в произведении действительно преобладают, среди них - госпожа Простакова, её брат Скотинин, сын Митрофанушка и другие. Эти персонажи представляют сословное дворянство второй половины восемнадцатого века. По замыслу автора, Простакова и остальные отрицательные герои - неграмотные и невоспитанные самодуры, не знающие границ дозволенного. К этой группе персонажей также относятся самозванные учителя Митрофанушки - Кутейкин, Цыферкин и Вральман. Они нагло пользуются необразованностью крепостников и лишь делают вид, что обучают недоросля. Ложь всплывает в сцене, когда положительные герои пьесы экзаменуют Митрофанушку. Как известно, имена светлых персонажей комедии тоже говорящие: Правдин, Стародум, Милон. К ним же автор причисляет Софью (что по-гречески означает мудрость). Несмотря на то, что отрицательные герои выигрывают в количестве, они явно проигрывают в своих нравственных качествах. Митрофанушка и ему подобные только пользоваться своим выгодным положением и бесчинствовать. К счастью, комедия завершается торжеством добра над злом. "Вот злонравия достоянные плоды" - таков финал пьесы, и эти слова Фонвизин вкладывает в уста положительного героя. Я думаю, этим автор хотел сказать, что неважно сколько хороших и плохих персонажей в пьесе, а главное то, что обман и вседозволенность не должны оставаться безнаказанными. Подводя итог, хочу привести слова великого классика Н.В.Гоголя о "Недоросле": "Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного:все взято живьём с природы..." Фонвизину удалось показать реалистичную картину в направлении классицизм, чем он и привлёк внимание к своему творчеству.
ответ:
рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "ионыч", дмитрия ионыча старцева. можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора старцева, в раскрытии содержания которых чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
на первом этапе дмитрий старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в дялиже, недалеко от губернского города с. это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. он полон сил, энергии (" пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. его интересуют , искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. доктор старцев знакомится с семьей туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
и это -- лучшая семья в городе. а если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? здесь чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. вот в эту жизнь окунается молодой врач старцев. он пытается бороться с ней, влюблен в котика, полон надежд и т. п.
но на втором этапе дмитрий ионыч, сделав неудачное предложение котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. ездит на паре лошадей. у него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими на жизнь все меньше и меньше. главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
уже на третьем этапе старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
наконец, на четвертом этапе жизнь дмитрия старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. и мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. постепенно доктор старцев превратился в ионыча. жизненный путь на этом завершен..
можно сделать вывод, что старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. в этом его винит и сам чехов.
показывая эволюцию старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", а. п. чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
на примере доктора старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей..
в своих произведениях антон павлович чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
Важно отметить, что "Недоросль" является примером классицизма. Для этого направления характерно деление персонажей строго на положительных и отрицательных. Герои со знаком "минус" в произведении действительно преобладают, среди них - госпожа Простакова, её брат Скотинин, сын Митрофанушка и другие.
Эти персонажи представляют сословное дворянство второй половины восемнадцатого века. По замыслу автора, Простакова и остальные отрицательные герои - неграмотные и невоспитанные самодуры, не знающие границ дозволенного.
К этой группе персонажей также относятся самозванные учителя Митрофанушки - Кутейкин, Цыферкин и Вральман. Они нагло пользуются необразованностью крепостников и лишь делают вид, что обучают недоросля. Ложь всплывает в сцене, когда положительные герои пьесы экзаменуют Митрофанушку.
Как известно, имена светлых персонажей комедии тоже говорящие: Правдин, Стародум, Милон. К ним же автор причисляет Софью (что по-гречески означает мудрость).
Несмотря на то, что отрицательные герои выигрывают в количестве, они явно проигрывают в своих нравственных качествах. Митрофанушка и ему подобные только пользоваться своим выгодным положением и бесчинствовать.
К счастью, комедия завершается торжеством добра над злом. "Вот злонравия достоянные плоды" - таков финал пьесы, и эти слова Фонвизин вкладывает в уста положительного героя. Я думаю, этим автор хотел сказать, что неважно сколько хороших и плохих персонажей в пьесе, а главное то, что обман и вседозволенность не должны оставаться безнаказанными.
Подводя итог, хочу привести слова великого классика Н.В.Гоголя о "Недоросле": "Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного:все взято живьём с природы..." Фонвизину удалось показать реалистичную картину в направлении классицизм, чем он и привлёк внимание к своему творчеству.