Герой былинного эпоса, который олицетворял мужество, храбрость – это сильный Илья Муромец. В киевском цикле былин фигурировал этот славный воин - настоящий, смелый, добрый русский богатырь. До 33 лет, с самого рождения, прожил свою жизнь мужественный Илья в селе Карачарове, близ города Мурома. Повзрослев, на службу к князю Владимиру отправился смелый богатырь.
Оружие, доспехи, коня он нашёл, сдвинув огромный волшебный камень. Множество подвигов совершил бескорыстный Илья Муромец, обладавший нечеловеческой силой.
Отважный поединок с Соловьём-разбойником сделал доброго богатыря, защищавшего свой народ, почитаемым, известным. Историки полагают, что справедливый Илья Муромец существовал на Руси на самом деле, поскольку это подтверждают многие реальные факты.
Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема «Слова» . Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Основная идея «Слова» — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
Автор вводит в произведение символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, «постоять за землю русскую» , отомстить за «раны Игоревы». Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам «своего гнезда» , «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами» .
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В «золотом слове» князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю» . Бояре объяснили князю этот сон: «...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы... На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей» .
Герой былинного эпоса, который олицетворял мужество, храбрость – это сильный Илья Муромец. В киевском цикле былин фигурировал этот славный воин - настоящий, смелый, добрый русский богатырь. До 33 лет, с самого рождения, прожил свою жизнь мужественный Илья в селе Карачарове, близ города Мурома. Повзрослев, на службу к князю Владимиру отправился смелый богатырь.
Оружие, доспехи, коня он нашёл, сдвинув огромный волшебный камень. Множество подвигов совершил бескорыстный Илья Муромец, обладавший нечеловеческой силой.
Отважный поединок с Соловьём-разбойником сделал доброго богатыря, защищавшего свой народ, почитаемым, известным. Историки полагают, что справедливый Илья Муромец существовал на Руси на самом деле, поскольку это подтверждают многие реальные факты.
Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема «Слова» . Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Основная идея «Слова» — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
Автор вводит в произведение символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, «постоять за землю русскую» , отомстить за «раны Игоревы». Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам «своего гнезда» , «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами» .
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В «золотом слове» князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю» . Бояре объяснили князю этот сон: «...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы... На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей» .