Вот так Начинается произведение с рассуждений автора о том, какую манеру повествования ему выбрать: «Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна». Князь Игорь собирает войско, чтобы пойти с ним против половцев. Несмотря на затмение солнца, считавшееся дурным знаком, Игорь все равно ведет войско в поход: «ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон Великий заслонила ему предзнаменование». К князю присоединяется его брат Всеволод со своим войском. По пути братьям встречались и другие дурные знаки, но они не прислушались к ним: «А Игорь к Дону воинов ведет!»
Сначала русским войскам повезло; они не только выиграли сражение, но и захватили богатую добычу. Но вот к половцам подоспело подкрепление. «На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». Половцы помчались на русское войско. Автор описывает, как храбро сражается «ярый тур Всеволод»: «Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». И тут же автор вспоминает князей былых времен, особенно Олега Гориславича, который «своим мечом крамолу ковал». «Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбога внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские». Автор пишет, что такой рати, как эта, не было еще. Половцы перебили русское войско: «Черна земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». Два дня продолжалось сражение, а на третий день пало войско Игоря. Автор считает, что не один Игорь виноват в поражении. Он пошел против половцев, не дождавшись подкрепления. Но его и не предвиделось, поскольку князья прекратили борьбу против «поганых», их больше интересовали распри между собой. А тем временем «поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
После поражения войска Игоря «тоска разлилась по Русской земле», заплакали русские жены по своим мужьям и сыновьям, а половцы стали совершать набеги и собирать дань. Автор корит Игоря и Всеволода за безрассудство. Ведь совсем недавно киевский князь Святослав нанес серьезное поражение половцам, после которого те не смели нападать на Русь, а теперь у них снова появилась сила. Игорь попал в плен к половцам.
Князь Святослав в Киеве видит вещий сон. Он рассказывает про него своим боярам, обсуждает с ними поход Игоря и Всеволода и их поражение. «Тогда великий Святослав изронил злато слово, со слезами смешано». Он осуждает поступок двух молодых князей, но говорит и о том, что у них храбрые сердца «из крепкого булата скованы и в смелости закалены». Святослав обращается к другим князьям с забыть все прежние распри, объединиться под одним знаменем и всем вместе выступить против половцев. Только в единстве сила, а распри и междоусобицы разрушают Русскую землю: «Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой!»
Жена Игоря Ярославна плачет в Путивле на крепостной стене. Она призывает ветер, Днепр, солнце, чтобы они ее мужу избежать плена и смерти. И вот князь Игорь бежит из половецкого плена. По пути сама природа ему от неприятностей и скрыться от преследователей. За ним по пятам идут половецкие ханы Кончак и Гзак, но не могут поймать Игоря. Князь благополучно достигает Русской земли. Он едет в Киев поклониться святой Богородице Пирогощей и князю Святославу. Русский народ и вся русская земля радуются возвращению Игоря из плена.
Рассказ "Муму" И.С. Тургенев написал в 1852г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвященного Н.В. Гоголю. После освобождения он читает "Муму" своим друзьям в Петеррбурге. "Так отвечал Тургенев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художническую пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени", - вспоминал П.В. Анненков. И.С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придет конец. Эта мысль находит воплощенеи в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы. Наиболее важным для понимания художественной идеи рассказа является эпизод Муму.
Начинается произведение с рассуждений автора о том, какую манеру повествования ему выбрать: «Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна». Князь Игорь собирает войско, чтобы пойти с ним против половцев. Несмотря на затмение солнца, считавшееся дурным знаком, Игорь все равно ведет войско в поход: «ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон Великий заслонила ему предзнаменование». К князю присоединяется его брат Всеволод со своим войском. По пути братьям встречались и другие дурные знаки, но они не прислушались к ним: «А Игорь к Дону воинов ведет!»
Сначала русским войскам повезло; они не только выиграли сражение, но и захватили богатую добычу. Но вот к половцам подоспело подкрепление. «На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». Половцы помчались на русское войско. Автор описывает, как храбро сражается «ярый тур Всеволод»: «Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». И тут же автор вспоминает князей былых времен, особенно Олега Гориславича, который «своим мечом крамолу ковал». «Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбога внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские». Автор пишет, что такой рати, как эта, не было еще. Половцы перебили русское войско: «Черна земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». Два дня продолжалось сражение, а на третий день пало войско Игоря. Автор считает, что не один Игорь виноват в поражении. Он пошел против половцев, не дождавшись подкрепления. Но его и не предвиделось, поскольку князья прекратили борьбу против «поганых», их больше интересовали распри между собой. А тем временем «поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
После поражения войска Игоря «тоска разлилась по Русской земле», заплакали русские жены по своим мужьям и сыновьям, а половцы стали совершать набеги и собирать дань. Автор корит Игоря и Всеволода за безрассудство. Ведь совсем недавно киевский князь Святослав нанес серьезное поражение половцам, после которого те не смели нападать на Русь, а теперь у них снова появилась сила. Игорь попал в плен к половцам.
Князь Святослав в Киеве видит вещий сон. Он рассказывает про него своим боярам, обсуждает с ними поход Игоря и Всеволода и их поражение. «Тогда великий Святослав изронил злато слово, со слезами смешано». Он осуждает поступок двух молодых князей, но говорит и о том, что у них храбрые сердца «из крепкого булата скованы и в смелости закалены». Святослав обращается к другим князьям с забыть все прежние распри, объединиться под одним знаменем и всем вместе выступить против половцев. Только в единстве сила, а распри и междоусобицы разрушают Русскую землю: «Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой!»
Жена Игоря Ярославна плачет в Путивле на крепостной стене. Она призывает ветер, Днепр, солнце, чтобы они ее мужу избежать плена и смерти. И вот князь Игорь бежит из половецкого плена. По пути сама природа ему от неприятностей и скрыться от преследователей. За ним по пятам идут половецкие ханы Кончак и Гзак, но не могут поймать Игоря. Князь благополучно достигает Русской земли. Он едет в Киев поклониться святой Богородице Пирогощей и князю Святославу. Русский народ и вся русская земля радуются возвращению Игоря из плена.