Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература» 6 класс
Время выполнения: 40 минут
Максимальное количество : 20
Задания
Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
1. Озаглавьте отрывок. [1]
2. Разбейте текст на смысловые части (устно). Составьте и запишите план отрывка из текста. [2]
3. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты из отрывка.
[1]
4. ответьте письменно кратко на вопрос.
Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? [1]
5. Напишите анализ прочитанного выше эпизода:
1). Охарактеризуйте Жилина.
2). Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения.
3). Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения. [5]
6. Дайте развернутый ответ на вопрос (письменная работа: объем 100-120 слов): «Какое место в вашей жизни занимает дружба и почему?» Аргументируйте свое мнение (по произведению В. Высоцкого «Песня о друге») примерами из жизни и стихотворения.
[10]
Ну хоть ты должен писать сугубо в своих интересах но вот:
Под первыми каплями начинает подниматься и зеленеть трава, словно набираясь сил, впитывая живую влагу. Весел и свеж летний дождик! От него не хочется прятаться, напротив, хочется выбежать на улицу и, почувствовав себя ребенком, бегать по лужам.
Летний дождь редко длится весь день. Чаще всего это сильный ливень, когда сквозь частые капли дождя ничего не видно, но он также быстро утихает, как и внезапно начинается. Сначала капли начинают уменьшаться, потом становятся более редкими, а вскоре дождь и вовсе прекращается.
Природа ликует, листья деревьев расправляются, птицы весело щебечут, полевые цветы задорно поднимают свои головы навстречу солнцу.
дождь, наполнив жизнью все вокруг. На небе яркими цветами красуется радуга. Если присмотреться, то можно увидеть даже не одну, а две, три радуги. Ими можно любоваться долго.
Летний дождь прибивает к земле пыль, воздух становится чистым и свежим. Лужи с теплой водой манят детей. И вот они уже бегают по ним и пускают бумажные кораблики.
Тучи рассеялись, выглянуло яркое солнышко, в лучах которого каждая капелька заблестела россыпью бриллиантов, все вокруг засветилось и заблестело. Дождь принес обновление и радость всему живому.
В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.
По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.
С течением времени герой ужился с татарами, всячески им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на Жилину снова пришла дочь хозяина. Она ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе. Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.
Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.