Комплексная контрольная работа в 9 классах
Вариант 1
В живом, обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. В более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно знать, в чем состоят добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.
Мораль – это сфера ценностей (оценок) и норм (правил). Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали. «Певец прекрасно исполнил арию» - это оценочное высказывание, а требование «проезд в автобусе следует оплачивать сразу, не дожидаясь следующей остановки» - это нормативное высказывание, правило. Но являются ли эта оценка и это правило нравственными? Мы можем предполагать, что певец, арию которого мы с наслаждением, - замечательный человек, но непременной связи здесь нет: талантливый певец (или художник. или поэт) может и не быть образцом добродетели. Так же и своевременную оплату проезда в автобусе без кондуктора можно оценить как выполнение правила или обязательства, согласно которому транспортная компания обязуется перевезти пассажира, а пассажир – оплатить проезд. Но дисциплинированность и обязательность также не есть проявления нравственного совершенства.
Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также – чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.
Рассмотрим к примеру правило «следует слабым». Можно ли сказать исходя из его содержания что оно морально и что человек его выполняющий добр? Однозначно ответить на во нельзя. Один слабым считая что выполняет Божью заповедь. Другой слабым видя в этом исполнение требований определенного авторитета имеющего к тому же власть воздавать по вине и заслугам третий демонстративно в надежде на одобрение окружающих четвертый в расчете на то что в случае необходимости и ему пятый оказывает потому что видит в этом выражение человечности учтивости и т.д. Итак, перед нами одно и то же правило и одинаковые по своему внешнему проявлению действия. Однако различие в мотивах, по которым совершается действие, внешне отвечающее определенному стандарту. дает нам в данном случае вместо одного – несколько различных поступков. С философской точки зрения, поступок сам по себе, «по природе» не является моральным.
(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)
Задания по русскому языку:
1. Определите стиль и тип текста.
2. Перепишите выделенную часть последнего абзаца и расставьте знаки препинания.
3. Выпишите все возможные словосочетания из 4-го предложения последнего абзаца и определите тип подчинения.
4*. Укажите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях последнего абзаца.
Задания по математике:
1. Найдите в тексте пример арифметической прогрессии. Выпишите а1 и d. Найдите сумму пяти членов этой арифметической прогрессии.
2. Составьте квадратичную функцию с коэффициентами а = -1, в =4, с= -4.
Найдите область определения и область значений данной функции.
3. Определите тип треугольника по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), если стороны треугольника равны 2, 4, 5.
4*. Постройте график функции у =
Задания по обществознанию:
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как с точки зрения автора текста устроены моральные нормы и ценности? Приведите два положения из текста.
3. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) алкоголь, курение 1) биологические
Б) признание в обществе, общение 2) социальные
В) пища, одежда 3) духовные
Г) творчество, знания 4) ложные
Д) самореализация, самоутверждение
Перечертите таблицу и запишите в таблицу выбранные цифры:
4*. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
Предположим, что в книге х страниц,
тогда в первый день ученик прочитал (0,2х+5) страниц,
тогда остаток после первого дня: х-(0,2х+5)=х-0,2х-5=0,8х-5;
тогда во второй день школьник прочитал 0,4·(0,8х-5)+7=0,32х-2+7=0,32х+5 страниц,
тогда остаток после второго дня: 0,8х-5-(0,32х+5)=0,8х-5-0,32х-5=0,48х-10;
а в третий день школьник прочитал 0,8·(0,48х-10)+10=0,384х-8+10=0,384х+2
согласно этим данным составляем и решаем уравнение:
0,2х+5+0,32х+5+0,384х+2=х
0,904х+12=х
х-0,904х=12
0,096х=12
х=12:0,096
х=125 (стр.)
ответ: 125 страниц в книге.
Если L₁ = L+ 6,28, то: R₁ = (L+6,28)/2π = L/2π + 6,28/2π = L/2π + 1 = R + 1 (см)
Если L₁ = L - 94,2, то: R₁ = (L - 94,2)/2π = L/2π - 94,2/2π = L/2π - 15 = R - 15 (см)
ответ: Если длину окружности увеличить на 6,28 см, то ее радиус
увеличится на 1 см.
Если длину окружности уменьшить на 9,42 дм, то ее радиус
уменьшится на 15 см
3) Площадь круга: S = πR²
Если R₁ = 3R, то: S₁ = π(3R)² = 9πR² = 9*S
Если R₁ = R/2, то: S₁ = π(R/2)² = πR²/4 = S/4
ответ: Если радиус круга увеличить в 3 раза, то площадь круга
увеличится в 9 раз.
Если радиус круга уменьшить в 2 раза, то площадь круга
уменьшится в 4 раза