Художественный мир композитора Ва- лерия Кикты – заслуженного деятеля ис- кусств Российской Федерации, заслуженно- го деятеля искусств Украины, профессора Московской государственной консервато- рии имени П.И. Чайковского – это важная часть культурно-исторического процесса ХХ–ХХI веков. Широкая панорама автор- ских сочинений представляет самобытные опусы различных жанров: балеты, кантат- но-ораториальные жанры, концерты для хора и малые хоровые формы, сочинения для оркестра, концерты для солистов с ор- кестром, ансамбли для различных инстру- ментов, вокальные циклы, песни для детей и другие произведения. В обширном каталоге его творчества жанр хоровых произведений – и особенно произведения на духовную тематику – за- нимает особо значимое место. В статье впервые исследована хоровая духовная музыка как некая художественная целост- ность, а именно: изучена тематика про- изведений, представлена жанровая пано- рама творчества композитора, выявлена связь хорового и не-хорового творчества. Поэтика художественного стиля ис- следована на крупных и малых хоровых композициях, представленных в художе- ственной панораме авторских сочинений разного времени. Методология – это со- четание общегуманитарных подходов (герменевтического, системного, сравни- тельно-исторического и компаративного) с музыковедческими методами. Валерий Григорьевич Кикта – компо- зитор, голос которого твердо и ясно звучит в «новом сакральном пространстве». Вре- менной срез творческой судьбы длиною почти в полвека убеждает, что духовнаятема в наследии В.Г. Кикты имеет онто- логический характер, является глубинным смыслом творческого «видения», его знако- вым и эмоциональным выражением. Вспо- миная слова И.А. Ильина, совершаем про- екцию на естественное и одухотворенное творчество композитора: «Россия дала нам религиозно живую, религиозно открытую душу…» [4, с. 13]. Знаменательный цикл «Украинские колядки с голоса И.С. Козлов- ского» (1967) открывает это направление творчества и является первым повество- ванием о евангельских событиях1 . Рожде- ственская тема, ведущая в цикле, естествен- но сочетается с фольклорным «действом». Воплощение сакральной проблематики определяется очень многими условиями: историческим контекстом, спецификой тра- диции, к которой автор принадлежит, осо- 1 «Колядки» для тенора, смешанного хора, соли- стов, арфы и ударных на народные слова по сценарию И.С. Козловского были исполнены в год семидесяти- летия певца в 1970 году. бенностями его мировосприятия и творче- ского стиля. В круг интересов композитора всегда входила историческая проблематика, непосредственно восходящая к христиан- ской традиции. Ее воплощение началось в его творчестве задолго до возрождения общего интереса к религиозной теме. Ком- позитор признает знание о Боге как знание, изначально укорененное, которое «было всегда»2 . В разные периоды творчества автор создает произведения самых разно- образных жанров этого направления, на- пример: ораторию «Княгиня Ольга» (1970), концертную симфонию и балет «Фрески Святой Софии Киевской» (1972 и 1980), «Куликовскую симфонию» для сопрано и оркестра русских народных инструментов и «Куликовский диптих» для хора (1980), балет и симфоническую летопись «Влади- мир-Креститель» для хора и симфониче- ского оркестра (1990), ораторию «Святой Днепр» (1992). 2 Беседы с композитором – М.Ц.
Спи, дитя мое, усни! В няньки сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер после трех ночей Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать: "Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых, - Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.
Слова Аполлона Майкова
Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.