Выберите предлагаемые проекты по пройденным темам: «Музыка и поэзия», «Музыка и изобразительное искусство», «Музыка и театр», «Музыка и кино». 2. Определите цель проекта.
3. Определите задачи проекта
4. Из различных источников найдите информацию по выбранной теме проекта.
5. Составьте план работы над проектом.
Примеры:
Тема проекта: «Музыка и поэзия»
Цель проекта: познакомиться с романсами на стихи русских классиков и выяснить, актуален ли романс в наше время?
Задачи: -найти материалы о видах романсов;
-на стихи каких поэтов века и современности сочинялись романсы?
- составить список известных романсов;
- составить список известных исполнителей романса века и современности;
- подготовить слайды по теме;
- подготовить выступление о романсах на стихи классиков;
Структура проекта:
Введение – небольшое введение в тему проекта, Понятие романса, историческая справка. Объём изложенного материала не более 5 – 6 абзацев.
Основная часть – раскрытие темы проекта, реализация целей и задач. Описание видов романса, знакомство с представителями русских классиков, на стихи которых были написаны романсы, популярные романсы. составление списка поэтов, списка популярных романсов, списка популярных исполнителей романса века и современности. Нынешнее состояние. Актуален ли романс в наше время? Кто в наше время поёт романсы. Известные певцы и певицы. Объём материала – достаточно большой, но не более 1 листа.
Выводы, обобщение -Реализовали ли вы цель и задачи проекта? ответ на вопрос. Нужен ли романс в современное время или он утратил свою актуальность? Объём работы 1- 2 абзаца
Результаты работы: - показ презентации по избранной теме с прослушиванием произведения. Если вы не можете сделать презентацию, слайды, фотографии и предоставить музыкальный материал, то просто предоставляем проект. Желательно чтобы он был напечатан. Можно написать от руки. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: ВЫДЕРЖАТЬ СТРУКТУРУ ПРОЕКТА И ЕГО НАУЧНЫЙ АППАРАТ (ПРОПИСАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ)
Среди самых известных произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.
Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати его пьес. В своей лирике он обращался в основном к датским и норвежским поэтам, за исключением нескольких немецких.
Похоронен в родном городе вместе с женой, Ниной Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой.
Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .
Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт») , является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь») . «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития.
4-частный цикл 5 симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей монолитностью, обусловленной:
единым замыслом; сквозным развитием ведущего образа – «мотива судьбы» .
Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь;
наличием предыктовой связки между 3 и 4 частями симфонии, благодаря которой победный марш финала начинается не просто attacca, а сразу с кульминации; ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету») . Тональность финала – C-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные эпизоды первых трех частей (реприза I части, маршевая тема Andante, трио III части) . Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками; интонационными связями между частями. Так, например, c-moll-ный марш из III части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров роднят лирику Andante с финалом
I часть - Сонатное allegro (c-moll). Ее темп — Allegro con brio, то есть быстро, с огнем. , почти всецело основано на принципе производного контраста. Он ярко проявляется в первой же, знаменитой, теме главной партии.
II часть – Andante con moto (неторопливо, с движением) , ля-бемоль мажор, двойные вариации. Эта музыка воспринимается не столько как осмысление событий, сколько является предчувствием будущего
III часть - Allegro, до минор, скерцо. В ее беспокойной и суровой музыке нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца) . Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности, и развитие «мотива судьбы» .
Последняя часть симфонии ( финал). Финал написан в форме сонатного аллегро становится ее праздничной кульминацией. Отличительной особенностью тематизма финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами, победными кличами, пафосом ораторской речи.
Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность» . А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной
Наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала стали со своих мест и отдали честь