понятия трудная ситуация. Так, М. Тышкова (1987) считает, что трудная ситуация возникает, когда имеется неуравновешенность в системе отношений человека с окружающим миром; наблюдается несоответствие между стремлениями, ценностями, целями субъекта и возможностями их реализации. Она выделяет три группы трудных ситуаций:
1) трудные жизненные ситуации – болезнь, инвалидность, боязнь смерти;
2) трудные ситуации, связанные с выполнением задачи, деятельности – помехи, неудачи, противодействия;
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – оценка, критика, давление, конфликт .
В трудной ситуации (по Е.Е. Даниловой, 1990) достижение необходимого результата невозможно без восстановления равновесия внутри её структуры. Поэтому возникновение такой ситуации требует установления новой координации отношений субъекта с окружением. Нарушение равновесия – рассогласование, возникающее в трудной ситуации, приводит к перегрузке системы регуляции, ведет за собой повышение уровня активации эмоциональных процессов субъекта, выполняющих роль индикаторов трудности и оценивающих значимость ситуации для личности. Она отмечает, что при этом эмоции имеют отрицательный знак, так как деятельность по достижению цели затруднена. В то же время, Е.Е. Данилова (1990) считает, что трудной становится не просто ситуация, характеризующаяся несоответствием элементов, а такая ситуация, в которой это несоответствие превышает некоторый оптимальный уровень, необходимый для нормального функционирования субъекта
понятия трудная ситуация. Так, М. Тышкова (1987) считает, что трудная ситуация возникает, когда имеется неуравновешенность в системе отношений человека с окружающим миром; наблюдается несоответствие между стремлениями, ценностями, целями субъекта и возможностями их реализации. Она выделяет три группы трудных ситуаций:
1) трудные жизненные ситуации – болезнь, инвалидность, боязнь смерти;
2) трудные ситуации, связанные с выполнением задачи, деятельности – помехи, неудачи, противодействия;
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – оценка, критика, давление, конфликт .
В трудной ситуации (по Е.Е. Даниловой, 1990) достижение необходимого результата невозможно без восстановления равновесия внутри её структуры. Поэтому возникновение такой ситуации требует установления новой координации отношений субъекта с окружением. Нарушение равновесия – рассогласование, возникающее в трудной ситуации, приводит к перегрузке системы регуляции, ведет за собой повышение уровня активации эмоциональных процессов субъекта, выполняющих роль индикаторов трудности и оценивающих значимость ситуации для личности. Она отмечает, что при этом эмоции имеют отрицательный знак, так как деятельность по достижению цели затруднена. В то же время, Е.Е. Данилова (1990) считает, что трудной становится не просто ситуация, характеризующаяся несоответствием элементов, а такая ситуация, в которой это несоответствие превышает некоторый оптимальный уровень, необходимый для нормального функционирования субъекта